ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

1. Андреев Д.Л. Роза мира. М., Прометей, 1991.

2. Глазунов И. С. Вечная Россия. М., Голос, 1994.

3. Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990.

4. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психотерапии. С-П., 1993.

5. Цветков Е.П. В царстве сна и смерти. М., РИМЭКС, 1991.

6. Юнг К. Проблемы души нашего времени. Мм Прогресс, 1993.

7. Crandal J.E. Theory and Measurement of Social Interest (Empirical Test of Alfred Adlers consept). — N.- V., Columbia university pres, 1981.-181p.

При изложении лекций мы придерживались двух смысловых линий. Первая смысловая линия — это знакомство с основными концепциями психоанализа, изложение которых строилось как последовательное воплощение в психологии Идеи спонтанной активности. В результате мы получили полную палитру (Рис. 2) основных Сил «бессознательного» Эта палитра поможет Вам более глубоко понимать и трактовать не только проективные тесты, но и сны, и произведения искусства, и вообще повседневные события Вашей жизни.

Рис. 2

Каждой Силе на схеме «сцена-подвал» соответствует триада причинности, отражающая методологическую валидность данной концепции системному подходу: Либидо выделено на основе триады внутреннее-прошлое-субсистемное (биологический подход Фрейда); «Личностный идеал» —на основе триады внутреннее — будущее — субсистемное (целевой подход Адлера); Архетип — на основе триады внутреннее — прошлое -метасистемное (биологический надындивидуальный подход Юнга); Святость — на основе триады внутреннее — будущее — метасистемное (гуманистический подход); Духовность — на основе приоритета «субъективного» над «объективным».

Особо отметим, что в случае полной реализации трех принципов причинности главной Силой сферы «бессознательного» следует считать Духовность, а «Ядро» личности должно быть образовано — инкарнациями Духовности — Святостями: Вера, Честь, Польза, Любовь, Красота, Истина и Справедливость.

Вторая смысловая линия — это трактовка причин возникновения неврозов как нарушения одного из принципов причинности (активности, саморазвития и иерархичности), а следовательно, подавления глубинных Сил, изображенных на схеме (Рис. 2). Распад душевного мира, по-видимому, начинается в обратной последовательности, в которой мы наносили глубинные Силы на схему «сцена-подвал».

Сначала в той или иной степени у человека возникает «ноогенный невроз» вследствие подавления главной Силы душевного мира человека— Духовности. Происходит это, согласно Франклу и Андрееву, по причине нарушения приоритета «субъективного» над «объективным» в организации душевного мира.

Нарушение приоритета «субъективного» над «объективным» проецируется на ценностные ориентации человека, образующие «Ядро» личности. Святости человека утрачивают связь со своим надындивидуальным покровителем — Духовностью, человек теряет «внутреннее оценочное чувство» и начинает объяснять себе и другим, почему это для него так дорого и свято, вместо того, чтобы сказать: «Люблю и больше ничего!» По причине потери «внутреннего оценочного чувства» в «Ядро» личности начинают проникать Лжеценности. Если они подавят Святости, возникает невроз личности—ригидность (по Роджерсу).

После подавления Святостей действует правило Франкла — «когда мы подавляем в себе ангела, он превращается в дьявола». Точнее, не превращается, а на место Святостей приходят надындивидуальные животные Силы — Архетипы. При отсутствии поддержки надындивидуальных духовных Сил животные Силы подавляют последний островок Духовности — «Личностный идеал». Душевный мир человека полностью меняет ориентацию из «будущего» в «прошлое», и у человека развивается невроз по Адлеру, основные признаки которого: душевное бессилие, пессимизм и цинизм.

С потерей надындивидуальных духовных покровителей и обращением душевного мира из «будущего» в «прошлое» человек полностью переходит во власть Архетипов. Архетип, будучи животным метаинстинктом, предохраняет от окончательного распада душевный мир человека, давая ему животную силу и мощь. Но психика человека при этом регрессирует, и возникает «мистический» невроз (по Юнгу). Особенность этого невроза в том, что целостность психики поддерживается до тех пор пока, человек преданно служит своему Архетипу. Причем Архетип, нагоняя на своего клиента «мистические страхи», требует от него все большего внимания к себе, превращая человека в психологического наркомана.

Если человек потеряет своего животного покровителя — Архетипа, то в этом случае он остается один на один со своими индивидуальными инстинктами: Либидо и Агрессией. Для таких людей единственный способ существования (как точно подметил Фрейд) — это прямое и непосредственное удовлетворение своих животных инстинктов. Но это единственный способ существования, как Вы заметили, глубоко больного «ноогенным неврозом» человека.

Из сказанного выше следует, что любой невроз является «ноогенным неврозом», а путь к душевному здоровью и долголетию начинается с создания чистых условий для пробуждения главной Силы «бессознательного» — Духовности, устремляющей человека к истинной цели эволюции — к Совершенству.

Доброго Вам Пути!

Начало формы

Конец формы

 

Начало формы

Конец формы