Тема 15. Органы обеспечения охраны порядка и общественной безопасности.

Иные подразделения МВД РФ.

Внутренние войска МВД России. Внутренние войска МВД России (далее внутренние войска) входят в его систему и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.

В соответствии с Федеральным законом от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» их задачами являются: участие совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации; участие в территориальной обороне РФ.

Многие задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности они решают в тесном взаимодействии с ОВД и другими государственными органами. В частности, совместно с ОВД внутренние войска решают задачи по охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах; обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий; по локализации и блокировании районов чрезвычайного положения, контртеррористической операции или районов вооруженных конфликтов, пресечения в указанных районах вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон.

Вместе с тем законом определены задачи в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, которые внутренние войска осуществляют самостоятельно. В их числе: несение боевой службы по охране общественного порядка; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях; охрана складов и военных баз окружных управлений материально-технического и военного снабжения МВД России.

Военнослужащие внутренних войск имеют право:

—пресекать преступления И административные правонарушения, требовать от граждан соблюдения общественного порядка; проверять у них документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или правонарушения;

—составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их лицам, которые уполномочены рассматривать дело;

—осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушение, с передачей задержанных в милицию;

—принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;

—задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение либо покушающихся на их совершение;

—задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях внутренних войск до передачи в милицию лиц, посягавших на охраняемые объекты;

—производить досмотр указанных лиц, их транспортных средств и вещей, изъятие у них документов и предметов, запрещенных для храпения и использования;

—входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых объектов и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному
порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, розыска осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск.

Военнослужащие внутренних войск также вправе:

- производить оцепление (блокирование) участков местности и других объектов при розыске бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу; преследовании лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их; пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств и плавучих средств (судов);

— временно запрещать или ограничивать при несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, осуществлять их досмотр; не допускать граждан (в целях защиты их жизни, здоровья и имущества) на отдельные участки местности и объекты.

При несении боевой службы по участию в контртеррористической операции и обеспечению правового режима контртеррористической операции военнослужащим внутренних войск наряду с перечисленными правами предоставляется право на применение мер и временных ограничений, предусмотренных ст. 11 Закона о противодействии терроризму.

В состав внутренних войск входят:

1) соединения и воинские части оперативного назначения;

2) специальные моторизованные и иные соединения и воинские части;

3) соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

4) военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

5) учреждения (медицинские, научные и пр.) и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и др.);

6) органы управления внутренними войсками.

Командующий войсками округа внутренних войск является прямым начальником для всего личного состава соединений и воинских частей, входящих в состав округа. В оперативное подчинение командующего войсками округа внутренних войск приказом МВД России могут передаваться соединения и воинские части, непосредственно подчиненные главнокомандующему внутренними войсками, а также военные образовательные учреждения, дислоцирующиеся на территории округа внутренних войск. Непосредственное руководство внутренними войсками осуществляет министр внутренних дел РФ, а управление внутренними войсками — Главнокомандующий внутренними войсками.

Органом управления внутренними войсками в системе МВД России является Главное командование внутренних войск, организация и порядок деятельности которого определены Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 03.03.1999 №281'

Главное командование внутренних войск МВД России (далее — Главное командование) является структурным подразделением центрального аппарата МВД России и предназначено для управления внутренними войсками при выполнении задач, возложенных на них Российским законодательством.

Следственные подразделения при ОВД возглавляет Следственный комитет при МВД России (СК при МВД России), который в соответствии с Указом Президента РФ от 23.11.1998 Ук 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД России» является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД России. Его задачами являются организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия при ОВД, процессуальный контроль за производством предварительного следствия, организация расследования и непосредственное осуществление расследования по наиболее сложным уголовным делам.

СК при МВД России входит в структуру центрального аппарата МВД России. Начальник СК при МВД России подчиняется непосредственно министру внутренних дел РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 03.05.2005 № 497 начальник СК при МВД России имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять МВД России во взаимоотношениях с Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, Генеральной прокуратурой РФ и федеральными судами, вести переписку от имени МВД России.

При ОВД созданы и действуют:

—следственные части при главных управлениях МВД России по федеральным округам;

—главные следственные управления (управления, отделы) при МВД, ГУВД и УВД субъектов РФ;

—следственные управления (отделы) при УВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

—следственные управления (отделы) при УВД на особо важных и режимных объектах;

- следственные управления (отделы, отделения, группы) при ОВД в районах, городах, округах, районах в городах, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных ОВД на железнодорожном, водном, и воздушном транспорте;

— следственные части при главных управлениях МВД России по федеральным округам.

Эти следственные органы возглавляют соответственно:

—заместители министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов РФ, начальников УВД на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на особо важных и режимных объектах — начальники главных следственных управлений, управлений, отделов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава ОВД);

—заместители начальников других органов - начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником вышестоящего ОВД по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела).

Структура и штатная численность главных следственных управлений, управлений, отделов утверждаются министрам, начальниками ГУВД, УВД субъектов РФ, УВД на особо важных и режимных объектах, УВД на железнодорожном, воздушном и йодном транспорте в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью.

Структура и штатное расписание следственных управлений (отделов, отделений, групп) утверждаются начальниками вышестоящих органов внутренних дел в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью по предложению начальников главных следственных управлений (управлений, отделов) (см. гл. 13).

 

Вопросы для самопроверки по пройденному материалу:

1.Какие основные задачи возложены на ОВД?

2.Перечислите составные элементы структуры ОВД.

3.Какие ОВД отнесены к числу территориальных?

4.Что включает в себя понятие «милиция»? В каком законе закреплены права и обязанности милиции?

5.Перечислите основные функции криминальной милиции.

6.Перечислите основные полномочия МОБ.

7.Какими полномочиями наделено МВД России?