Компетенция Верховного суда РФ.
В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Согласно ст. 104 Конституции РФ Верховный Суд имеет право законодательной инициативы.
1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.
3. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.
4. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
5. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.
6. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
Пленум Верховного Суда, не обладая полномочиями по рассмотрению конкретных дел, уполномочен рассматривать главным образом вопросы, связанные с организацией деятельности судов общей юрисдикции и обеспечением единства правоприменительной практики.
Президиум Верховного Суда РФ наделен полномочиями как но разрешению конкретных гражданских, уголовных, административных и иных дел в порядке надзора и в процедуре возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, так и по организации судебной деятельности. Коллегии Верховного Суда РФ и Кассационная палата наделяются главным образом правами соответствующих судебных инстанций, управомоченных разрешать конкретные дела.
Пленум Верховного Суда РФ, включающий в свой состав Председателя, заместителей Председателя и всех судей Верховного Суда РФ, проводит заседания не реже одного раза в четыре месяца. В заседаниях Пленума в обязательном порядке участвует Генеральный прокурор РФ; в нем также могут участвовать министр юстиции РФ, судьи других судов общей юрисдикции, а также судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители Министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.
К ведению Пленума Верховного Суда относится рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, представлений Генерального прокурора и министра юстиции РФ, в том числе дача разъяснений по вопросам судебной практики. Помимо того Пленум Верховного Суда утверждает по представлению Председателя Верховного Суда составы судебных коллегий, палат и секретаря Пленума Верховного Суда; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ; рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий об их деятельности; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов участвующих в голосовании членов Пленума при условии присутствия на заседании не менее двух третей его состава. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.
Президиум Верховного Суда РФ является не только вторым после Пленума органом Верховного Суда, управомоченным решать вопросы организации его деятельности, но также высшей и конечной судебной инстанцией по делам. отнесенным к ведению судов общей юрисдикции. Его состав включает 13 человек, в том числе Председателя Верховного Суда, его заместителей, а также ряд судей Верховного Суда, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. основанному на представлении Председателя Верховного Суда и положительном заключении высшей квалификационной коллегии судей.
К ведению Президиума Верховного Суда РФ относятся: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; рассмотрение вопросов организации работы коллегии и аппарата Верховною Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.
Отнесенные к ведению Президиума Верховного Суда РФ полномочия реализуются им в его заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в месяц и являются правомочными при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании членов Президиума и подписываются Председателем Верховного Суда РФ.
Судебные коллегии Верховного Суда РФ по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда. При этом с учетом состава коллегий в конкретный период времени и их загруженности Председатель Верховного Суда в необходимых случаях может своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам Верховного Суда РФ выступают в качестве судов надзорной инстанции при пересмотре решений, постановленных соответственно мировыми судьями, районными судами в качестве первой или апелляционной инстанции, а также судами республик РФ, краевыми (областными) и приравненными к ним судами, выступавшими в качестве первой (если эти решения не обжаловались в кассационном порядке), второй или надзорной инстанции.
Указанные коллегии выступают также в качестве судов кассационной инстанции, проверяя законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений, вынесенных по первой инстанции судами на уровне субъектов РФ. В этом качестве действует и входящая в состав Судебной коллегии по уголовным делам Кассационная палата, управомоченная проверять в кассационном порядке приговоры и иные решения, принятые в связи с рассмотрением уголовных дел судами республик РФ, краевыми (областными) и приравненными к ним судами с участием присяжных заседателей.
Применительно к приговорам и иным решениям судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, а также Военной коллегии Верховного Суда, выступающих в качестве суда первой инстанции, полномочиями по их проверке в связи с кассационными жалобами пли представлениями наделяется Кассационная коллегия Верховного Суда РФ, состоящая из ее председателя и 12 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Высшей квалификационной коллегии судей.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, равно как и Военная коллегия Верховного Суда РФ, осуществляют также пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в порядке возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Важной составной частью компетенции указанных органов Верховного Суда РФ является рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Согласно ст. 27 ГПК Верховный Суд как суд первой инстанции рассматривает гражданские дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федеральною Собрания, Правительства РФ; об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих нрава, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ. за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума; но разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции. В соответствии со ст. 31 УПК Верховному Суду РФ в лице его Судебной коллегии по уголовным делам пли Военной коллегии подсудны по первой инстанции также уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или судьи, если указанные лица ходатайствуют о рассмотрении дела этим судом.
Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ может быть отнесено рассмотрение также других дел и иных вопросов, при условии прямого указания на это в соответствующих законах. Так, в частности, на Верховный Суд возлагаются полномочия по решению вопросов, связанных с выполнением обязательств по международным договорам РФ.
Помимо того коллегии Верховного Суда РФ изучают и
обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством в целях формирования единообразной правоприменительной практики.
Председатель Верховного Суда непосредственно руководит работой Верховного Суда РФ, осуществляя при этом как сугубо организационные, так и процессуальные полномочия.
В частности, он организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, их причин и условий, вносит материалы на рассмотрение Пленума; созывает Пленум и председательствует на его заседаниях; созывает Президиум Верховного Суда и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда; руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда; ведет личный прием и организует работу суда но приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. Важную роль выполняет Председатель Верховного Суда в деле формирования корпуса судей в Российской Федерации, поскольку именно по его представлению Президенту РФ вносятся кандидатуры для назначения на должность судьи федерального суда общей юрисдикции.
Реализуя свои процессуальные полномочия, Председатель Верховного Суда РФ по обращениям заинтересованных лиц приносит в пределах и порядке, установленном законом, надзорные представления на решения по гражданским делам, а также представления о возобновлении производства по уголовным делам ввиду новых обстоятельств; отменяет решения судей Верховного Суда об отказе в удовлетворении надзорных жалоб и возбуждает пересмотр судебных решений в надзорном порядке; в случаях и порядке, установленных законом, приостанавливает исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам; председательствует па заседаниях Президиума Верховного Суда при рассмотрении им судебных дел. а также может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда при рассмотрении любого дела.
Председателем Верховного Суда осуществляются и другие полномочия, предоставленные ему федеральными законами.
Заместители Председателя Верховного Суда РФсодействуют Председателю в руководстве деятельностью Верховного Суда, обладая при этом и своей собственной компетенцией. Они могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда; приносить в пределах и порядке, установленных законом, представления на решения, определения и постановления по гражданским делам; в случаях и порядке, установленных законом, приостанавливать исполнение решений, приговоров, определений н постановлений по судебным делам; осуществлять в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда; осуществлять другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Заместители Председателя Верховного Суда, являющиеся председателями Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда, председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда; образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; осуществляют руководство работой соответствующих коллегий; представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий; истребуют судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; организуют работу но повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя, а при его отсутствии — другой заместитель, указанный Председателем.
Секретарь Пленума Верховного Суда РФ, являясь судьей Верховного Суда, помимо выполнения судейских обязанностей осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и производит действия, необходимые для доведения принятых Пленумом постановлений до сведения судей всех судов.