Организационный аспект воплощения Духовности в особенностях личности.

Душевная чистота <= = => душевая грязь.

Эта символическая ось «измерения» личности соответствует принципу иерархичности.

Душевная чистота — это организационная форма воплощения Духовности в человеческой индивидуальности. Подавление Духовности атрофирует способность отделять грязь от чистоты.

И опять в исследованиях Крандала мы находим подтверждение нашим предположениям. Он обнаружил, что «социальный интерес» снижается в период надвигающихся экзаменов, порождающих волнения и стрессовые переживания (то есть грязные эмоции — Страх, Гнев и т. п.); снижение «социального интереса» есть также после воздействия на человека громким звуком, имитирующим рок-музыку (как вы помните, такая музыка пробуждает Архетипы) [7, р. 117]. Это подтверждает наше предположение о том, что подавление Духовности вызвано душевной грязью животных инстинктов, порождающих эгоизм или стадный эгоизм.

Согласно К. Роджерсу, для здоровой личности характерны внутренняя самооценка, оптимизм и «открытость». Переход от замкнутости и нетерпимости к открытости и терпимости является третьим признаком выздоровления личности.

Если продолжить развитие идеи о локусе контроля в соответствии с принципом иерархичности, можно ввести открытый и закрытый ЛК

Открытый Л К — гибкость психики. Щедрость натуры, организованность, терпимость в мнениях и вкусах. Человеку интересны все люди и людям он интересен. С каждым он говорит как с равным собеседником, будь то ребенок-несмышленыш или маститый, знающий жизнь человек. По-видимому, в проективных тест-рисунках у людей с открытым ЛК основной образ рисования имеет смысловое продолжение за свои границы (усилен живой фон основного образа: птицы, звери, растения и т.п.)

Закрытый JIK — хрупкость психики. Нетерпимость в мнениях и вкусах. «Лобизм»: всегда прав, никогда не признает свою ошибку, даже в очевидном. Ему не интересны люди, которые думают иначе, чем он. Он собеседника не слушает или делает вид, что слушает, пропуская мимо ушей все, что ему говорят. Для него характерен снобизм к слабым и слепое поклонение сильным (авторитетам). По-видимому, в проективных тест-рисунках у людей с закрытым ЛК основной образ нарисован индивидуалистично, выпукло и не имеет живого фона (птицы, деревья и др.).

Итак, человек в той степени является личностью, в какой он является Духовной индивидуальностью, то есть обладает душевной силой, оптимизмом и открытостью. Эти качества являются той питательной средой, в которой Святости человека могут прорасти и воплотиться в продуктах его творчества. Поэтому для оценки возможности «прорастания» мы должны создать условия, способствующие перемещению Локуса контроля в глубину, в будущее и ввысь. Как это сделать — об этом следующая глава.

2. Тест-рисунок «Человек облагороженного образа».

Идея теста заимствована из книги Д. Андреева «Роза мира», где он описал «Человека облагороженного образа»: «Мне кажется, что телосложение его будет стройным, движения пластичными, походка легкой, мускулатура гармоничной, а лицо — открытым, высоко интеллигентным, исполненным приветливости и как бы светящимся изнутри» [1,с. 242].

Возникла мысль проверить это предположение Андреева. Поскольку «Человек облагороженного образа» (по Адлеру — «Личностный идеал») живет в каждом из нас, необходимо создать таки условия тестирования, чтобы Святости начали «прорастать» в этих условиях и воплощаться в творениях человека, рассказывая ему — кто он есть на самом деле, каково его истинное предназначение, каков его путь движения к Совершенству.

Следуя правилу теоретической валидности при построении теста, мы должны исходить из определения личности. Первая часть определения— личность как духовная индивидуальность — отражена в предыдущей главе. В этой главе мы будем исходить из второй части определения:

Стержень личности образуют Святости: Вера, Честь, Польза, Любовь, Красота, Истина, Справедливость. Святости — это духовные надындивидуальные Силы (Метасилы) «бессознательного», существующие для «будущего» из «прошлого» и устремляющие человека к вершине его эволюции — Совершенству.

Поскольку Святости — это Силы «бессознательного», метод тестирования личности должен быть проективным методом.

Ø Какова суть проективного метода?

Античным аналогом проективного метода может служить искусство управления душевным миром (это тоже было на первой лекции) — сократовский диалог или «майевтика» (греч. maieutike — повивальное искусство), то есть «искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов».

Искусство проективного тестирования подобно повивальному искусству, то есть (несколько перефразируя смысл «сократовского диалога) подобно искусству извлекать и фиксировать глубинные Силы индивидуальности с помощью искусно созданных условий тестирования.

Главное в проективном тестировании — это создать максимально благоприятные условия для пробуждения Святостей, силу которых мы собирается оценивать. В этом случае наш метод будет концептуально валиден, то есть он будет измерять то, что надо измерять, согласно теории.

Следует особо подчеркнуть, что в этом случае мы отказываемся от стратегии ложного «нейтралитета» в эксперименте. То есть от создания нейтральных условий, на фоне которых, якобы, и должны проявиться глубинные Святости. Это неверная стратегия, если не стремиться создать благоприятные условия для эволюционно новых Сила, то вырастут эволюционно старые Силы.

Например, если не стремиться создать условия для прорастания красивых цветов, то на клумбе вырастут сорняки, и мы узнаем потенциальные возможности клумбы. Но вот если мы создадим условия для произрастания цветов (аналог Святостей), то в этом случае результаты «тестирования» как раз и выявят, в какой степени та или иная клумба способна давать цветы.

Несколько перефразируя В. Франкла, можно сказать, что если не создавать условия для воплощения в рисунке ангела, то в нем воплотится дьявол.

Ø Как создать условия для пробуждения Святостей?