Суды среднего звена, их полномочия и место в системе судов общей юрисдикции.

Председатель (судья) районного суда.

Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в данный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и более). В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о народных заседателях в общем списке народных заседателей конкретного суда должно быть не менее 156 заседателей на каждого судью. В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объеме работы суд может состоять из одного судьи и указанного количества народных заседателей. Если в районном суде — один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют "односоставными") насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.

Председатель суда помимо участия в судебном заседании в качестве председательствующего и распределения дел между судьями организует работу со списками народных заседателей, ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. В целях совершенствования деятельности суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой информацией, а также по повышению квалификации работников суда. Помимо этого председатель суда представляет к назначению администратора суда, руководит его работой и других работников аппарата суда, а также осуществляет другие полномочия, возлагаемые на него законодательством.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Если в суде работает один судья и он не может по какой-то причине выполнять свои обязанности, то решением председателя суда субъекта Федерации его обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или города.

 

 

Основные полномочия судов среднего звена:

1. В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Изучает и обобщает судебную практику.

3. Анализирует судебную статистику.

4. Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Они могут с соблюдением специальных правил принять к своему производству и уголовные дела, подсудные районным судам.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, и тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение кассационной инстанции, вынесенное по итогам проверки уголовного или гражданского дела (кассационное определение), имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта Федерации.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т. п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в таком порядке эти суды проверяют свои собственные решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение ходатайств прокуроров о продлении содержания под стражей обвиняемых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с федеральным устройством действуют 2I верховный суд республики, 8 краевых и 47 областных судов, 2 суда городов федерального значения, 1 суд авто­номной области и 6 судов автономных округов. В связи с происходящим в настоящее время укрупнением субъектов РФ возможно соответствующее изменение численности тех или иных судов. Несмотря на названия этих судов, как они обозначены в Законе о судебной системе, все эти суды не являются судами соответствующих субъектов РФ, а пред­ставлены федеральными судами, действующими на терри­тории этих субъектов.

К полномочиям областных и приравненных к ним судов относятся: рассмотрение гражданских, уголовных и адми­нистративных дел в кассационном и надзорном порядке; рассмотрение уголовных дел по новым и вновь открыв­шимся обстоятельствам. Осуществляя надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, они также изу­чают и обобщают судебную практику, анализируют судеб­ную статистику, реализуют другие полномочия, предостав­ленные им законодательством.

В структуру этих судов входят президиум, судебная кол­легия по гражданским делам и судебная коллегия по уголов­ным делам; в рамках коллегий могут образовываться судеб­ные составы, создаваемые для рассмотрения дел по первой или кассационной инстанции. Руководство деятельностью суда осуществляют председатель и его заместитель.

Президиум этих судов образуется в составе председателя, его заместителей, входящих в состав президиума по долж­ности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Персональный состав пре­зидиума суда утверждается Президентом РФ по представ­лению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей республики, края, области, автономной области, авто­номного округа, городом Москвы и Санкт-Петербурга.

Как и Президиум Верховного Суда РФ, президиум об­ластного и приравненного к нему суда обладает процессу­альными и организационными полномочиями. Основные его полномочия связаны с рассмотрением в порядке над­зора гражданских и уголовных дел по жалобам и представ­лениям на решения мировых судей, решения районных судов, принятые ими в качестве первой и апелляционной инстанций, а также на кассационные определения судебных коллегии самого этого суда. Президиум суда по ходатайст­вам заинтересованных лиц или на основании заключения прокурора рассматривает также гражданские и уголовные дела в порядке возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

К числу организационных полномочий президиума суда относятся, в частности: утверждение по представлению председателя суда из числа судей составов судебной кол­легии по гражданским делам и судебной коллегии по уго­ловным делам; рассмотрение материалов изучения и обоб­щения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивание отчетов председателей судебных коллегий о деятельности коллегии; рассмотрение вопросов работы ап­парата суда; оказание помощи районным (городским) на­родным судам в правильном применении законодательства.

Свои полномочия президиум суда реализует в ходе за­седаний, которые созываются председателем соответствую­щего суда и проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума признается правомочным при условии участия в нем большинства членов президиума. В заседании пре­зидиума суда также принимает участие прокурор соот­ветствующего субъекта РФ. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председателем суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам областного и приравненного к нему суда утверждаются президиумом этого суда из числа его судей. Руководят ра­ботой коллегий их председатели, являющиеся заместителя­ми председателя суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам обладают достаточно обширными процессуальными пол­номочиями по рассмотрению соответствующих категорий дел.

Они, в частности, рассматривают гражданские и уголовные дела по кассационным жалобам и представлениям на
не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных судов, действовавших в
качестве первой или апелляционной инстанции, а также на решения мировых судей. Принятые судебными коллегиями по результатам рассмотрения дел кассационные определе­ния вступают в силу по их провозглашении; их обжалование возможно в порядке надзора в президиум этого же суда, а также в Верховный Суд РФ.

Судебная коллегия но гражданским делам областною и приравненного к нему суда вправе также пересматривать вступившие в законную силу решения по гражданским де­лам в порядке возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если эти решения были вынесены ею самой в качестве суда первой инстанции либо если ею в кассационном порядке были внесены изменения в решение, вынесенное по делу нижестоящим судом.

Важным полномочием судебных коллегий является рас­смотрение в качестве суда первой инстанции гражданских и уголовных дел.

Согласно ст. 26ТПК судебная коллегия по гражданским делам областного и приравненного к нему суда рассмат­ривает по первой инстанции гражданские дела: связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении или запрете де­ятельности либо ликвидации структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений, местных религиозных органи­заций и средств массовой информации; об оспаривании ре­шений избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий и комиссий референдума; иные дела, отнесенные к подсудности областного и приравнен­ного к нему суда законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК судебной коллегии по уголовным делам подсудны имеющие особое обществен­ное значение дела о таких преступлениях, как: умышлен­ное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, торговля несовершеннолетними при отягчающих обсто­ятельствах, терроризм, захват заложников при отягчающих обстоятельствах, организация незаконного вооруженного формирования, бандитизм, организация преступного со­общества (преступной организации), угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, организация массовых беспорядков, пиратство и др. В основной своей массе преступления, рассмотрение дел о которых отнесено к подсудности областного и приравненного к нему суда, принадлежат к категории тяжких или особо тяжких. Независимо от степени тяжести преступ­ления к подсудности этих судов относятся уголовные дела, в материалах которых имеются сведения, составляющие государственную тайну.

Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает также вопрос о продлении срока содержания обвиняемо­го под стражей свыше одного года и о даче заключения о наличии в действиях депутата законодательного (предста­вительного) органа государственной власти субъекта РФ, судьи районного суда или судьи суда субъекта РФ призна­ков преступления, дающих основания для возбуждения в отношении него уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.

В целях выявления и устранения ошибок в правопри­менительной практике судов, а также обеспечения едино­образного применения законодательства судебные колле­гии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель областного и приравненного к нему суда вправе: председательствовать в судебных заседаниях су­дебных коллегий; отменять постановления судьи данного суда об отклонении надзорной жалобы или представления и возбуждать надзорное производство; принимать решения об изменении территориальной подсудности дел в пре­дусмотренных законом случаях; руководить организацией работы судебных коллегий; руководить работой аппарата суда; созывать президиум суда и председательствовать на его заседаниях; распределять обязанности между замести­телями председателя; организовывать работу по повыше­нию квалификации судей и работников аппарата суда; ор­ганизовывать работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносить представ­ления об устранении нарушений закона, их причин и усло­вий; вести личный прием и организовывать работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя областного и приравненного к нему суда также обладают дополнительными по сравне-

цессуалыюго, так и организационного характера. Как и председатель суда, они председательствуют в судебных за- седаниях коллегии; отменяют постановления оо отклонении надзорной жалобы и возбуждают надзорное производство, ведут личный прием граждан. В соответствии с распреде­лением обязанностей они также осуществляют руководство работой судебных коллегий и аппарата суда. В случае если заместитель председателя одновременно является предсе­дателем коллегии, он образует составы суда для рассмот­рения дел в судебных заседаниях коллегий; представляет президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; истре­бует из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель или но поручению пред­седателя — один из иных заместителей.