Художественная обработка дерева
Дерево — один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Разнообразно и широко использовалась древесина русскими мастерами. С помощью топора, ножа и некоторых других дополнительных инструментов изготовлял русский человек все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, 8 мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое. Для всемирной выставки в Париже в конце прошлого века на диво всему миру срубили русские плотники бревенчатую избу. Красота пропорций, простота и мудрость конструктивных решений — все это поразило посетителей выставки, образно назвавших рубленую избу «русским Парфеноном». Вся изба была плоть от плоти дерева. Благодаря остроумным приемам соединения деталей плотники срубили избу без единого гвоздя и прочего металлического крепежа. «Хорошая вязка скрепчивее всяких гвоздей»,— убежденно говорили народные зодчие. В повседневной жизни избы обычно крестьяне рубили своими силами или с помощью соседей. Но были и плотники-профессионалы. Многочисленные артели плотников кочевали по Руси, порой подряжаясь на работу в чужеземных странах. О вездесущности русских плотников ходила шутка, что когда Колумб открыл Америку, то там уже была артель вятских плотников. Представьте себе, что вы входите в добротную крестьянскую избу прошлого века. Почти все, что находится в ней, сделано из дерева. Гладко вытесаны стены, пол, потолок, подоконники, скамьи и стол. Трудно поверить, что всюду мастер обошелся без рубанка — настолько высоко было искусство владения плотницким топором. Почти в' каждой крестьянской избе стоял ткацкий станок, прялка для прядения льна и шерсти, короб для перематывания пряжи. Они тоже были из дерева. Большим разнообразием отличалась посуда, которую изготовляли не только из стволовой древесины, но и из других частей дерева: веток, корней и коры. Из длинных берестяных лент, снятых с березы весной, плели кузовки, короба и пестери заплечные, корзины для сбора грибов. На токарных станках, которые, кстати, тоже были деревянными, точили всевозможную посуду: чаши, миски, поставцы, блюда, братины и кубки. Из древесных наплывов вырезали крестьянские мастера ложки, совки, ковши, братины и солоницы. Из ивовой лозы и гибких корней хвойных деревьев плели корзины, хлебницы, формы для выпечки хлеба и многое другое. В праздники и часы досуга нельзя было обойтись 'без деревянных музыкальных инструментов — балалаек, скрипок, свирелей и жалеек. А звонкоголосый деревянный рожок был всегда непременным спутником каждого деревенского пастуха. С протяжной песни пастушьего рожка начиналась трудовая жизнь русской деревни. Порой дерево имело совсем неожиданное применение. Например, из него делали хитроумные и вполне надежные дверные замки или колокольчики, подвешиваемые на шею корове, издававшие мягкий приглушенный звон. А иные умельцы ухитрялись вырезать из целого куска дерева неразъемную цепь вместе с подвешенным к ней сосудом, обычно' умывальником «о двух носиках». Работая с древесиной, человек одновременно изучал ее разнообразные свойства, каждый раз открывая все новые и новые возможности этого чудесного материала. По разнообразию физико-механических свойств с деревом вряд ли могут сравниться другие природные материалы. Древесину можно резать, строгать, расщеплять, гнуть, прессовать, окрашивать, морить, травить и обжигать. И конечно, мастера всегда привлекала легкость и прочность материала, своеобразная красота текстуры отдельных деревьев. Любое изделие из древесины всегда изготовляли с учетом ее физико-механических свойств. Порой даже в самом простом изделии встречалось несколько пород дерева. Например, в обычном бочонке стенки и донышко делались из дуба, его древесина исключительно прочна и отлично противостоит гнилостным микробам; обручи — из вязкого гибкого вяза, а пробка — из мягкой и однородной липы. В некоторых деревянных изделиях древесина различных пород применялась настолько постоянно, что послужила поводом возникновения когда-то распространенной народной загадки: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу». Загадку эту не так-то просто отгадать современному человеку. Между тем деревенский житель прошлого века мог уверенно сказать, что это прялка — простейшее приспособление для домашнего прядения. Каждая ее часть изготовлялась из определенной породы дерева: донце, на котором сидела пряха,— из липы («на липе сижу»); гребень для расчесывания пряжи — из клена («сквозь клен гляжу»), а веретено для наматывания готовой пряжи—из березы («березой трясу»).Учитывают свойства отдельных деревьев и современные деревообработчики. Многие предметы, с которыми мы повседневно сталкиваемся в быту, изготовляются только из дерева определенной породы. Карандаши делают исключительно из мягкой однородной древесины кедра или можжевельника; спички — из осины и тополя; катушки для ниток — из березы; паркет — из дуба и ясеня. В старину большинство изделий из дерева имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. Многие ковши и бра-10 тины изготовлялись в форме утиц. Если выразительная текстура дерева могла украсить изделие, то ее старались выявить и подчеркнуть. Изделия из древесины со слабо выраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой. Причем резьба и роспись всегда органически сочетались с их формой. Любой предмет домашнего обихода, будь то простая скалка для выбивания белья, солоница, выточенная на токарном станке, или резной ковш, в руках народного умельца превращался в истинное произведение декоративно-прикладного искусства. |
Инкруста́ция (позднелат. incrustatio — букв. покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней, которые накладываются на поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу. Инкрустация появилась на Древнем Востоке. Первоначально ею выделялись важнейшие детали украшаемых объектов: глаза статуй и бюстов, различные архитектурные детали. Позднее, уже в Древней Греции и в Риме, инкрустация становится одним из способов отделки изделий, выполненных из однотонного материала, например, белого мрамора.
Подобная техника приобрела популярность в Англии конца 17 века, где ее стали применять как часть нового ремесла изготовления шкафов..
Больше внимание, уделяемое декору, повлияло на конструкцию мебели; большие ровные пространства необходимо было украшать всё более изысканными инкрустированными панелями. Для этого идеально подходит столы, а также двойные дверцы шкафов. Иногда особенно при изготовлении голландских образцов, инкрустация покрывала всю поверхность, но обычно ею украшалась овальная панель, а свода (пространство между панелью и углами поверхности) покрывались инкрустацией более простого рисунка. Некоторые виды инкрустации имеют отдельные наименования: интарсия — инкрустация деревом по дереву, маркетри - инкрустация шпоном, (интарсия и маркетри могут применяться для украшения какого-либо объекта, а могут применяться самостоятельно, для обеих техник требуется основа, как правило - де насечка — металлом по металлу. Наиболее популярным типом маркетри стала панель с цветочно-растительным орнаментом, на которой изображалась ваза или букет цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, тёмных и светлых, пород дерева, например сикамора или вечнозелёного самшита с грецким орехом; позже панели с растительным орнаментом приобрели великолепную яркость благодаря инкрустации в них окрашенной в зелёный цвет слоновой кости для имитации листьев или в красный для изображения экзотических птиц. Маркетри с рисунком морских водорослей, вошедшая в моду в 1690-х годах, состояла из небольших стилизованных причудливых рисунков, делалась обычно из желтого сикамора, выделявшегося на фоне более темного грецкого ореха. Будучи трудоёмкой и дорогой техникой, инкрустация применялась главным образом для украшения дорогой и изысканной мебели, например небольших письменных столиков или часов с длинными подставками..Высокого уровня развития это искусство достигло в XI—XIII вв. Используя античные традиции, мастера итальянского Возрождения украшают белокаменные постройки богатыми узорами, многочисленными панно, выполненными из разноцветного мрамора и других драгоценных камней.
В настоящее время инкрустация используется для оформления прикладных предметов, окружающих человека в повседневной жизни. Наиболее интересна так называемая «флорентийская мозаика», используемая для украшения мебели и предметов домашнего обихода. Она выполняется из тонких пластинок разноцветных камней — яшмы, малахита, родонита, лазурита.
Инкрустированные перламутром двери Кресло из папье-маше, инкрустированное
во дворце Топкапи в Стамбуле. Перламутром.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Реферат по теме: