Общие положения.

Тема № 5: Судейское сообщество.

Судейское сообщество в Российской Федерации состоит прежде всего из судей федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей, т.е. лиц, наделенных в соответствии с Конституцией и Законом о судебной системе полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе. Кроме того, в это сообщество входят судьи, полномочия которых прекращены в связи с почетным уходом или почетным удалением в отставку (ч. 2 ст. 2 Закона об органах судейского сообщества).

Следует отметить, что существенным обстоятельством, способствовавшим единению судей судов всех видов и уровней, явилось принятие в 1989 г. Закона СССР «О статусе судей в СССР», в котором, наряду с другими положениями, предусматривалась необходимость ежегодного созыва конференции судей.

Конференция судей, согласно Закону «О статусе судей СССР», была полномочна: обсуждать возникающие в судебной практике вопросы применения законодательства: обращаться в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений либо о внесении представлений в порядке законодательной инициативы или о толковании законов; избирать квалификационные коллегии судей. Этим же Законом была определена и компетенция квалификационных коллегий судей.

С 1992 г. структуры судейского сообщества стали действовать па основе Закона о статусе судей, явившегося крупным шагом на пути реформирования судебной системы, укрепления судебной власти и повышения авторитета судьи. В соответствии с Конституцией Законом о судебной системе
было закреплено, что органы судейского сообщества формируются в установленном федеральным законом порядке для выражения интересов судей как носителей судебной власти и что высшим органом судейского сообщества является ВсеРоссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию сулей РФ.

Со времени создания органов судейского сообщества судей проведено шесть ВсеРоссийских съездов судей. О значимости этих форумов могут свидетельствовать, в частности, принятые на них постановления: от 30.06.1993 «О ходе судебной реформы в Российской Федерации», от 25.03.1994 «О концепции судебной системы Российской Федерации», от 04.12.1996 «О состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективах ее развития», от 29.11.2000 «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы», от 02.12.2001 «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования». Эти документы съездов оказали положительное влияние на деятельность судейского сообщества России и способствовали активизации законодательной работы в Государственной Думе и в других государственных структурах, что в конечном итоге привело к принятию целого ряда законов, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие судебной системы и судопроизводства.

К числу нормативных правовых актов, оказавших позитивное влияние на совершенствование судебной системы, относятся: законы о судебной системе, военных судах, Судебном департаменте, мировых судьях, федеральные законы от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судом Российской Федерации», от 29.12.1999 № 218-ФЗ «О мировых судьях и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», от 10.02.1999 № 30-ФЗ «О финансировании судов Российское! Федерации». В разработке этих законов приняли участие судьи России, а проекты федеральных законов были в основном разработаны судейским сообществом. В связи с этим следует прежде всего упомянуть Закон о Судебном департаменте. Необходимость принятия этого Закона была вызвана тем, что по твердому убеждению судей судов общей юрисдикции действовавший порядок кадрового, финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения работы судов нуждался в срочном реформировании, так как он не соответствовал современным задачам, поставленным перед судами, а принимавшиеся Минюстом России и его территориальными органами меры по материально-техническому и финансовому обеспечению судов были недостаточно эффективными. Эта сфера деятельности для органов Минюста России не была приоритетной, хотя должна была быть таковой в силу ее известной специфики и значимости. Не меняющееся в течение десятилетии в лучшую сторону положение судов привело судейское сообщество к необходимости поставить вопрос о выводе судов общей юрисдикции из ведения Минюста России него региональных органов и передаче этой функции соответствующему федеральному государственному органу, в исключительную компетенцию которого входило бы организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.

С принятием Конституции стало очевидным, что осуществление организационного обеспечения судов органом исполнительной власти, каковым является Минюст России и его территориальные органы в субъектах РФ, вступило в противоречие со ст. 10 Конституции, провозгласившей разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что означает прежде всего недопустимость какого бы то ни было вмешательства в осуществление правомочий каждой из ветвей государственной власти. А это, в свою очередь, может быть обеспечено только при условии их автономного кадрового, финансового и ресурсного обеспечения. Созданная в соответствии с Законом о Судебном департаменте и уже несколько лег реально действующая система Судебного департамента, единственных! предназначением которой является организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, органов судейскою сообщества и финансирование мировых судей, оправдывает ожидания судейского сообщества па вывод Российских судов па достойное место в государстве, которое они должны занимать в ходе строительства правового государства.

Многие инициативы по реформированию судебной
системы, по улучшению деятельности судов, расширению
доступа граждан к правосудию и обеспечению конституционного права каждого на судебную защиту исходят от судейского сообщества. К ним можно отнести: Закон о Судебном департаменте, а также принятые в течение 2001-2002 гг. Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"» и Закон об органах судейского сообщества.