Задания

 

Задание 1. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

 

Композиционное построение речи
Части выступления Приемы привлечения внимания
I Вступление Задачи: - Пробудить интерес к теме предс-тоящего разговора - Установить контакт - Подготовить слушателей к восприятию выступления - Обосновать постановку вопроса Основное условие – максимальная лаконичность     - Обращение - Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы - Прием сопереживания - Изложение парадоксальной ситуации - Апелляция к интересам аудитории - Прием соучастия
II Главная часть Задачи: - Последовательно разъяснить, выдви-нуть положения - Доказать их правильность - Подвести слушателей к необходимым выводам - Апелляция к событиям - Апелляция к географическим или погодным условиям - Апелляция к речи предыдущего оратора - Апелляция к авторитетам или известным источникам - Апелляция к личности оратора
III Заключение Задачи: - Суммировать сказанное - Повысить интерес к предмету речи - Подчеркнуть значение сказанного - Поставить задачи - Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи)     - Юмористическое замечание - Вопросы к аудитории - Афоризм - Экспрессивные обороты

 

(По Л.А. Введенской и Л.Г. Павловой)

 

Задание 2. Ниже приводятся первые абзацы речей различных ораторов. Отметьте известные вам элементы композиции: этикетные формулы, «зацепляющий крючок» (приемы, привлекающие внимание), вступление.

I. Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырех детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства был лишен жизни. Он лишился жизни, не окруженный попечениями и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. Этот близкий и обязанный ему человек находится в настоящее время перед вами и от вас зависит решить его судьбу.

(А.Ф. Кони)

II. Мы представили краткий очерк событий новой истории до половины ХVII столетия. Мы видели, какие результаты имела Тридцатилетняя война для Германии. Она выдвинула на театр истории государство, дотоле не имевшее влияния, Швецию. Но положение, занятое ею, было искусственно, оно не было условлено природными средствами этого края. Швеция не к благу своему, а истощению стала так велика.

(Т.Н. Грановский)

III. Если бы я не был так стар, я бы нашел себе новую профессию теперь. Я стал бы гидом по переделкинским местам... Я повел бы туристов к березе, которая увековечена Пастернаком, к ручью, который был им воспет. Я показал бы им поле, по которому он проходил ежедневно, я показал бы им те дома, те пейзажи, те леса, которые в его стихах живут до сих пор и будут жить вечно...

(К.И. Чуковский)

IV. Милостивые господа!

Первое издание трагедии Шекспира «Гамлет» и первая часть сервантесовского «Дон-Кихота» явились в один и тот же год, в самом начале ХVII столетия.

Эта случайность нам показалась знаменательною; сближение двух названных нами произведений навело нас на целый ряд мыслей. Мы просим позволения поделиться с вами этими мыслями и заранее рассчитываем на вашу снисходительность. «Кто хочет понять поэта, должен вступить в его область», – сказал Гете; прозаик лишен всяких прав на подобное требование; но он может надеяться, что его читатели – или слушатели – захотят сопутствовать ему в его странствованиях – в его изысканиях.

(И.С. Тургенев)

V. В разборе Начальной летописи наше внимание сосредоточится на самом составителе свода, на том, что внес он своего в собирательную работу сведения разнородного материала, вошедшего в состав свода. Ему принадлежат хронологическая основа свода, способ обработки источников и взглядов на исторические явления, проведенный по всему своду.

(В.О. Ключевский [21, с. 118-119])

 

Задание 3.Прочитайте речь В. Гюго. Какие черты риторики повествования проявляются в ней? Как построено ее начало? Есть ли в ней завязка, развитие событий, кульминация, развязка? Подтвердите свои заключения примерами из текста.

 

Наше собрание – это собрание общественное, это празднество.

Героя этого празднества зовут Гризель. Он рабочий, машинист. Всю свою жизнь – жизнь человека, у которого любящие труд руки сочетаются с ясным умом, – Гризель отдал важному делу – железным дорогам. Однажды он вел поезд. На одном из перегонов он остановил его. «Продолжайте путь!» – приказал начальник поезда. Гризель отказался. Этот отказ означал увольнение, он зачеркивал всю его службу, он сводил на нет всю его жизнь. Гризель продолжал упорствовать. И в ту минуту, когда этот решительный и бесповоротный отказ нес ему несчастье, мост, на который Гризель не хотел вести поезд, рухнул. От чего же отказался Гризель? Он отказался допустить катастрофу. To был замечательный поступок. Скромный и мужественный труженик, забыв только о самом себе, сохранил жизнь всем людям, находившимся в этом поезде, – вот что сегодня прославляет Республика.

(Гюго В. Речь на банкете в честь Гризеля)

Задание 4.Прочитайте концовки нескольких речей. В чем их особенности?

 

I. Я заканчиваю. Не сетуйте, что я на такое долгое время остановился на личности В.П. Сербского, вам ведь совершенно чужого человека, которого большинство из вас не знает даже по имени. Перед вами прошли, хотя и кратко очерченные, его жизнь и деятельность, и на примере этой жизни и этой деятельности я попытался не абстрактно, не общими фразами и рассуждениями, а живым примером показать, чем может быть практическая психиатрия, чем может быть практическая жизнь русского психиатра

(П.Б. Ганнушкин)

II. Я кончаю. Криун отсутствует. Вы должны простить ему это.
С того момента, как его бесчувственного вытащили из воды с искалеченными ногами, и до сегодняшнего дня протекло четыре месяца: для него это была одна сплошная нравственная пытка. Его отсутствие во время прений избавило его, по крайней мере, от тех ударов, которые носили на себе все характерные черты ударов, которые наносятся лежачему. Я не прошу у вас ни милости, ни снисхождения для него. Я твердо верю, что русское общество своим чутким сердцем давно уже поняло, что в лице Криуна оно имеет дело с гораздо более несчастным нежели виновным человеком.

(Н.П. Карабчевский из речи в защиту

капитана 2-го ранга К.К. Криуна)

III. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, – она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства.

(Из Нобелевской речи И.А. Бунина)

 

Задание 5. Прослушайте и проанализируйте готовые рекламные тексты, включенные в телевизионную рекламу. Какие топосы в них употреблены? Что в этих топосах удачно, а что нет? Почему можно считать ошибочным ниже приводимые начала рекламных презентаций?

«Эта замечательная вещь нужна в каждом доме».

«Это изделие недорогое, и вам его вполне можно приобрести».

«Я сегодня для того здесь, чтобы вы выбрали нужный товар».

«Я уже сделала свой выбор, и сейчас предлагаю сделать его вам».

«Если вам это интересно, я расскажу о нашем новом товаре».

«Я хочу предложить вам книгу о том, как стать здоровым человеком».

 

Задание 6.Попробуйте составить собственный текст для рекламы любого предмета быта или продукта (на выбор). Основой текста должно быть описание вещи. Цель – представить самые привлекательные стороны этой вещи как товара, показать: а) ее необходимость для будущего покупателя; б) выгодность покупки [26, с. 197-198].

 

Задание 7.Уже античная риторика сообщала о двух способах построения хрии в текстах-рассуждениях – от общего к частному («аристотелевский») и от частного к общему («сократический»). Ознакомьтесь с образцами, иллюстрирующими эти способы.

 

Способы построения хрии

«Аристотелевский» «Сократический»
«Повелевать собою – величайшая власть». (Цицерон) Будем оставаться собой: «дающий петуха» от натуги не вызовет ничего, кроме сожаления; долго и настойчиво твердящий о своем уме пытается убедить в этом себя самого. Не будем выходить из себя: это неуважение к себе. А что значит собственно выходить из себя? Это оказаться в плену собственных эмоций, не поддающихся логическому контролированию. Когда смотрят сквозь темное стекло, все вокруг тускнеет.   Когда смотрят сквозь темное стекло, все вокруг тускнеет. Мы утрачиваем способность ясно мыслить, логически контролировать свое поведение под влиянием эмоций. Оказаться в плену эмоций – значит выйти из себя. Не будем выходить из себя: это неуважение к себе. Долго и настойчиво твердящий о своем уме пытается убедить в этом себя самого, «дающий петуха» от натуги не вызывает ничего, кроме сожаления. Будем же оставаться собою. «Повелевать собою – величайшая власть». (Цицерон)

А. Определите «общее» и «частное» в этих текстах. Объясните, чем может быть обусловлен выбор того или иного способа развертывания речи.

Б. Найдите в хорошо знакомой вам учебной или научно-популярной литературе относительно целостные части текста, построенные по «аристотелевскому» или «сократическому» принципу.

Опираясь на вышеприведенные образцы, попытайтесь преобразовать выделенные вами тексты-рассуждения (прямую хрию на искусственную и наоборот).