По гендерному воспитанию детей
Советы родителям
· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить!
· Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше своих ровесников –мальчиков.
· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в мире. И уже, конечно, не так, как мы – взрослые.
· Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним – неверно и бесполезно.
· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
· Старайтесь, давая мальчикам, как в детском саду, так и дома в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами, а неспособность, что-то понять или сделать, глядя на него при этомс высоты своего авторитета.
Это сейчас он не знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней
мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас.
· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную
чувствительность и тревожность мальчиков.
· Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать.
· Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
· Знайте, что девочки могут капризничать , казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического полушария). Ругать их – это не только бесполезно, но и безнравственно.
· Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
· Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
· Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
· При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
· Имейте в виду, что родитель-педагог, который ругает ребёнка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу который ругает больного за то, что он болен.
· Постарайтесь не разрушать так называемую врожденную грамотность, если её основы от природы заложены в ребёнке.
· Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания всегда и во всём. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожим на вас.
· Если у вас трудности в общении с ребёнком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нём, но и в вас.
Он не плохой, а просто он другой.
· Не забывайте, что ваша оценка поведения или
каких-то результатов деятельности ребёнка всегда субъективна.
И всегда может найтись какой-то другой, кто увидит в
этом ребёнке то хорошее, что не заметили вы.
· Мы часто любим видеть в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.
· Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребёнка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
· Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интерес к жизни, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
· Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё над ним превосходство в знаниях.
· Ребёнок не должен панически бояться ошибиться невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой.
Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться,
да и просто радость жизни и радость познания.
· Признайте за ребёнком право на индивидуальность.
· Для успешного воспитания и обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребёнка.
· Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интерес к жизни, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
· Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё над ним превосходство в знаниях.
· Ребёнок не должен панически бояться ошибиться невозможно научиться
чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха
перед шибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет
инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и
радость познания.
· Признайте за ребёнком право на индивидуальность.
· Для успешного воспитания и обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребёнка.
· Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка – сигнал неблагополучия в вашей родительско-педагоической деятельности, в избранной вами методике воспитания ребёнка.
· Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.
· Бойтесь появления у ребёнка опыта «выученной беспомощности».
· Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.
· С девочками, если вам им трудно, надо вместе до начала работы, разобрать принцип выполнения того или иного задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно как мама), подталкивая к поиску собственных решений: незнакомых, нетиповых заданий.
· Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмысленное дитя превращается во взрослого человека.
Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны
нашему пониманию.
Поэтому, главной соей заповедью сделайте – «НЕ НАВРЕДИ»!
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!