По мере пробуждения Духовности у человека обостряется глубинное чувство субъективной чистоты.

Субъективная чистота приоритетнее чистоты объективной.

Третий признак пробуждения Духовности: субъективная чистота становится приоритетнее чистоты объективной.

Следствием этого является обострение у человека чувства чистоты на физическом, физиологическом и, в особенности, на психологическом планах: человек начинает отличать чистую пищу от грязной, чистые эмоции от грязных т.п.. Проиллюстрируем это на примерах.

3.1. О возможности путешествовать ввысь в «Седьмое Небо».

В вышеупомянутой статье о Нине Гагенторн [91 говорится также о возможности путешествия не только в субъективном пространстве, но и о путешествии в своих собственных состояниях: «по вертикали» ввысь. Этот вид путешествия открыл для себя декабрист Гавриил Батеньков, на 20 лет заживо погребенный в «каменном мешке» Петропавловской крепости.

Гавриил Батеньков был, по сути, погребен заживо. За все это время рядом — одна живая душа — мышонок, которого он приручил хлебными крошками и лаской. Лишенный свободы физической, усилия свои направил он к обретению свободы духовной, обратил взор внутрь себя, решил: надо отречься от условностей, невежества и грубой силы. И в стенах крепости, делавших его несвободным, надо открыть в себе новый, прекрасный мир Доброты и Любви и предложить его людям: «С заклинанием «В челе человеческом есть свет» он пустился в путь, в путь «по вертикали», ибо горизонтальный был ему отрезан» [9. с. 8].

Приведенный пример доказывает, что, наряду с путешествием в субъективном пространстве и времени, существует третий вид путешествия ввысь в своих состояниях: от состояний грубых, низменных и грязных к состояниям утонченным, возвышенным и чистым.

Представление о субъективной чистоте есть в древнеиндийской философии, когда раскрывается смысл духовного совершенствования: «В лучшей золотой сокровищнице обитает Брахман, незапятнанный, не имеющий частей. Чист он, он свет светов. Это то, что знают знатоки атмана» [5, с. 242].

Путешествие ввысь — самый естественный вид путешествий, ибо все живое тянется от менее организованного состояния к более организованному, от «грязи» — к «чистоте».

Критерий субъективный чистоты все, что способствует пробуждению Духовности — это субъективная чистота, все, что усыпляет Духовность — это субъективная грязь.

Объективных критериев «чистоты» и «грязи» не существует. Мы отличаем грязь от чистоты на основе интуитивного чувства, которое, по-видимому, зависит от степени пробуждения Духовности в нашем душевном мире.

Духовность стимулировать к пробуждению не имеет смысла, так как она каждую секунду готова проснуться, а не просыпается она потому, что нет условий, точнее, нет чистых условий для ее пробуждения. Поэтому процесс путешествия в «седьмое небо» взаимный, с одной стороны, мы на основе исходного представления о чистоте создаем условия для пробуждения Духовности, а, с другой стороны, пробуждающаяся Духовность, обостряя чувство чистоты, позволяет еще больше ориентироваться в создании чистых условий и т. д.

Елена Рерих, говоря об условиях пробуждения Духовности, пишет следующее: «Чистота и бесстрашие — первые условия духовного зрения. Вся сила и весь новый смысл твоего существования — научиться ничего не бояться. Добивайся полного бесстрашия. И не забудь, что бесстрашие — это не только отсутствие трусости. Это полная работоспособность всего организма и полное спокойствие в атмосфере опасности» [7, с. 29].

Другими словами, если Ревность, Завить, Жадность и в особенности Страх перевести на язык запахов, тогда эти эмоциональные состояния будут пахнуть зловонней самой зловонной городской помойки, а от человека, раздираемого такими страстями, будут шарахаться, как от прокаженного, даже если он внешне (физически) чист и элегантен.

«Чистое существо, встречаясь с человеком, привыкшим жить в распущенных нервах, в раздражительных выкриках и постоянной вспыльчивости, страдает не меньше, чем встречая прокаженного. Злой же человек, обладающий одним упорством воли, мчится навстречу такому существу, с восторгом видя в нем орудие для своих целей» [7, с. 80].

А почему мы не чувствуем зловония Страха, Гнева, Ревности, Зависти т.п.? Да потому, что у нас еще не проснулась Духовность в той степени, чтобы открылось внутреннее чувство к этим нечистотам.

В принципе оно может быть атрофировано и по отношению к реальным запахам помойки. А что7 Ведь любой запах, даже самый зловонный, состоит из химически чистых компонентов. Любой химик вам скажет, что плохих и хороших запахов не бывает и что все это предрассудки В этом контексте можно сказать, что и грязных слов не бывает, что матерщина, объективно, это просто набор звуков. А поскольку звук не может быть чистым или грязным, то и слов грязных не бывает. Но психология Духовности утверждает, что бывают.

Когда мы посмотрим на мир глазами той главной Силы человеческой души по имени Духовность, то мы легко отличим грязное слово от чистого, грязную эмоцию от чистой и т.п. А неприятно нам от грязных слов и эмоций потому, что они, как и всякая грязь, подавляют в нас Духовность.

Для того, чтобы путешествовать в своих собственных состояниях именно ввысь, а не вниз (в область животных страстей и состояний), вам предлагается авторская версия «путеводителя» по этому пространству, составленная с использованием концепции чистоты известного мыслителя Омраама Микаэля Айванхова [2, с. 25-184] и автора Агни-Йоги Елены Рерих [7].

Далее, попробуем развить мысль М. Айванхова о чистоте: «Физическому телу чистота приносит здоровье. Сердцу чистота несет счастье и радость; воле — легкость и непринужденность в действиях; уму — сеет, позволяющий все видеть и понимать...» [2, с. 27].

Ø Физической аспект чистоты.

Каждый нормальный человек, даже не задумываясь, может отличить физическую чистоту от грязи, например, запах прекрасных духов от зловонного запаха. Приведем несколько примеров:

Физическая чистота. Чистое тело—главное условие здоровья. Чистое постельное белье — способствует хорошим снам. Чистота и порядок в доме — создают прекрасное настроение. Чистый и опрятный вид одежды — решает массу проблем в общении с людьми.

«Не о себе ты должен дума1ь. оправляя перед зеркалом складки своего платья, а о людях, для которых твоя внешность может быть предметом раздражения, если неряшливость бьет в глаза или ты смешон в твоей одежде. Запомни, что в нищету впадают чаще всего неряшливые. И даже высоко развитым духовно их неряшливость мешает продвигаться вперед в их пути. Всякая неприбранная комната отвратительна высокоразвитому и чистому человеку» [7, с. 93].

Физическая грязь. Если у нормальных людей чувство физической чистоты не атрофировалось, то, например, у шизофреников это часто наблюдается: они, так сказать, «сливаются с природой», причем с грязной ее частью. Их одежда — грязная неопрятная, в доме хаос и беспорядок. Причем свой «оригинальный» стиль они умеют доказывать резонерством: беспорядок — частный случай порядка, грязь — просто набор веществ, дурной запах — это просто мочевина.

Подобного рода случаи резонерства встречаются и у нормальных интеллектуалов. Например, автор этих строк, однажды попал в бригаду студентов-шабашников, где было принято для экономии времени есть из грязной посуды. Объяснялось это тем, что за время от еды до еды остатки пищи не успевают разложиться (они и на самом деле не успевают), поэтому можно сэкономить на мытье посуды. Догадываюсь, какая сила заставила меня мыть не только свою посуду, но и всею остальную.

К относительно грязной одежде можно отнести кожаные и меховые изделия. Например, если священник носит дубленку, то душевный мир такого священника вряд ли является одухотворенным Поэтому, если вы стремитесь создать условия для пробуждения Духовности на физическом плане, то достаточно не носить кожаные (меховые) головные уборы.

Итак, если у человека наблюдается порыв к служению чистоте и порядку во всех проявлениях: помыть полы, окна, посуду; навести порядок в доме, в столе, в бумагах; купить вместо шубы красивое шерстяное пальто, девушке вместо меховой шапки купить красивый шерстяной платок, — то не следует подавлять эти порывы. Наведение чистоты и порядка — как молитва Духовности на физическом плане. Порывы к чистоте и порядку — это признаки пробуждения Духовности.

Ø Физиологический аспект чистоты.

В данный момент людей, понимающих, что существует физиологическая чистота, становится все больше и больше. Основной вопрос концепции физиологической чистоты — это представление о чистой и грязной пище.

Физиологическая чистота. Неубойная (молочно-растительная) пища — главное условие физиологической чистоты. В древнеиндийской философии есть изречение: «Если пища чиста, то чисто естество [человека]. Если чисто естество [человека], то тверда память» [5 с. 131].

Лев Толстой писал, что, убивая животных ради пропитания, «человек подавляет в себе высшие духовные качества — сострадание и жалость к дру1 им живым существам, подобным ему, —и, преступая через себя, ожесточает свое сердце».

Помимо медицинских, экономических и этических аргументов в пользу неубойной пищи [1, с. 17-37] есть еще один аспект — духовный. Употребление неубойной пищи или, как минимум, сокращение ее до возможных пределов способствует пробуждению Духовности.

Ø Физиологическая грязь. Почему убойная пища является грязной пищей, то есть подавляющей Духовность?

Как известно, на мясокомбинатах давно забыли по крайней мере о «гуманном методе забоя скота». Промышленные скотобойни напоминают картины ада. Пронзительно кричащих животных оглушают ударами молота, электрическим током или выстрелами из пневматических пистолетов. Затем их подвешивают за ноги на транспортер, еще живым, перерезают глотку и сдирают с них шкуру [I, с. 25]. Это с одной стороны.

С другой стороны, эксперименты по «транспортной памяти» доказали влияние психики забитого животного на психику человека, поедающего мясо этого животного. Это дает основание предположить, что стресс и страх перед смертью, которые переживает животное частично передаются человеку, делая его душевный мир уязвимым для Страха. А Страх является самой грязной эмоцией, поэтому — самым главным фактором подавления Духовности.

Итак, если у человека хоть иногда наблюдается порыв очистить свой организм, хоть на несколько дней перейти к чистой пище, то не следует его подавлять. Приготовление и употребление чистой пищи — это как молитва Духовности на физиологическом плане. Порыв перейти к молочно-растителъной пище — это признак пробуждения Духовности.

Ø Психологический аспект чистоты.

Физическую чистоту понимают все, физиологическую — понимают все больше и больше людей, но о существовании чистоты психологической (эмоциональной) догадываются немногие, даже более того — большинство не мыслит жизни без страстей. И все-таки основной вопрос концепции психологической чистоты — это представление о чистых и грязных эмоциях.

Эмоциональная чистота. Любовь и Радость — это чистые эмоции. Мне один священник говорил, что если в семье царят благость и чистота эмоциональных отношений, то ребенок из такой семьи во время ритуала крещения ведет себя спокойно, как ангелочек. А если семья раздирается страстями — ребенок орет, будто бесов из него изгоняют и как-то по-особому корчится.

Бывает человек чистый снаружи, но грязный изнутри. Возникает такое чувство, будто он чистую накрахмаленную рубашку надел на грязное тело и думает, что он чист и элегантен. Например, Адольф Гитлер очень любил чистоту и порядок (физический план), был вегетарианцем (физиологический план). Даже бульон, за обеденным столом, к неудовольствию товарищей по партии, называл трупным чаем. В подобных случаях внешняя чистота является лишь жалким прикрытием грязной натуры. Поэтому еще раз напоминаю, что особенность причинного анализа на основе Идеи спонтанной активности в том, что чистота физическая или физиологическая и даже эмоциональная — это лишь условия, но не причины пробуждения Духовности.

Не подумайте, что если человек ест мясо, то это плохой человек, просто ему чуть труднее быть хорошим человеком и только. Но, если в его душе бушуют страсти, то такому человеку очень трудно одухотворить свой душевный мир.

Эмоциональная грязь. Почему Страх, Ревность, Гнев, и т.п. являются грязными эмоциями, то есть подавляющими Духовность? Для того, чтобы понять это, М. Айванхов предлагает сделать мысленный эксперимент.

«Но, если они [люди] делают отбор в пище, то почему они не хотят также допустить, что испытывая какие попало чувства и удовольствия, они могут быть отравлены7 Они целуют какого попало юношу или девушку, отправляются в постель с первым встречным, не зная, какие тучи, эманации, загрязнения внутренне несет в себе человеческое существо, и они поглощают столь зловонные элементы, как если бы они барахтались в канализации» [2, с. 34].

«Давая свободу всем своим страстям, человек притягивает потоки астрального плана, где находятся самые ужасные существа и. сам того не зная, привлекает этих существ, с удовольствием приходящих, чтобы поработить человечество» [2. с. 37].

Елена Рерих особенно подчеркивает, что главными поставщиками эмоциональной грязи являются Страх, Ревность и Злоба.

«Подумай, что такое страх. Это самое сложное из всех человеческих ощущений. Оно никогда не живет в человеке одно, оно всегда окружено целым роем гадов, не менее разлагающих духовный мир человека, чем самый страх. Страх заражает не только самого человека, он наполняет вокруг него всю атмосферу тончайшими вибрациями, каждая из которых ядовитее яда кобры» [7 с. 28].

«Большего ужаса, чем пронзить свою жизнь припадками ревности, нельзя себе и представить. Всю жизнь себе и окружающим можно отравить и даже потерять весь смысл долгой жизни только потому, что они были разъединены ревностью» [7, с. 58].

«Злоба — не невинное занятие Каждый раз. когда вы сердитесь, вы привлекаете к себе со всех сторон токи зла из эфира, которые присасываются к вам, как пиявки уродливые красные и черные пиявки с самыми безобразными головками и рыльцами, какие только возможно вообразить. И все они -порождение ваших страстей, вашей зависти, раздражения и злобы» [7, с. 80].

Если у человека появится отвращение к Страху, Ревности, Злобе и другим животным страстям, то не следует его подавлять. Доброе отношение к людям — это как молитва Духовности на психологическом плане. Порывы к Доброте и сочувствию — это признаки пробуждения Духовности.

Итак, третий признак пробуждения Духовности — это обострение чувства чистоты. Следствием этого является возможность путешествовать не только в субъективном пространстве и времени, но и путешествовать ввысь, от грязных состояний к чистым и в пределе — к абсолютной чистоте, которая называется простым словом — Доброта.

Резюме: «Если хочешь, мы можем начать работать над временем, - заговорил Чианг,- и ты [Джонатан] научишься летать в прошлое и будущее. Тогда ты будешь подготовлен к тому, чтобы приступить к самому трудному, самому дерзновенному, самому интересному. Ты будешь подготовлен к тому, чтобы летать ввысь, и поймешь, что такое доброта и любовь» [4 с. 187].

Таким образом, мы выделили три основных признака пробуждения Духовности:

1. в соответствии с принципом активности — «наполнение» субъективного пространства;

2. в соответствии с принципом саморазвития — «насыщение» субъективного времени;

3. в соответствии с принципом иерархичности — обострение чувства чистоты.

Общий признак — увеличение приоритета «субъективного» над «объективным» -— говорит о том, что развитие душевного мира человека находится на пути к истинной цели эволюции — к Совершенству.

Резюме: Самостоятельность, оптимизм и душевная чистота — три признака человека свободного.

Любовь

Ирина З. (Декабрь, 1994): «Сначала я не знала, что рисовать, совсем. Потом вдруг как-то само собой получилось. Честно говоря, я бы еще порисовала».

Красота

Светлана С. (Декабрь. 1994): «Своим рисунком человека я хотела передать что-то возвышенное, прекрасное, неземное».

Истина

Юлия К. (Май, 1994). «Мне рисовалось очень легко. Я чувствовала, как внутри меня рос и увеличивался белый, горящий шар. Очень помогала музыка».

Справедливость

Татьяна Ж. (Май, 1995): Сначала определился образ, даже название — «Справедливость» и только потом — рисунок».