Тема: Политическая власть

Цель: Раскрыть основное содержание, структуру и механизмы осуществления политической власти

План:

1. Политическая власть: сущность и структура.

2. Механизмы политической власти.

3. Эффективность и легитимность власти.

Литература:

1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 114-194.

2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 102-236.

3. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с 83-200.

4. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 127-307.

 

 

1. Лорд Актон утверждает, что «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Великие люди почти всегда – дурные люди. Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть – самая постоянная и активная сила».

В истории существуют несколько форм власти. М. Дюверже выделяет 3 исторических формы власти:

анонимная (распыленная), индивидуализированная, институционализированная.

В последнее время выделяют четвертую «надгосударственную власть» (Европарламет, ОБСЕ и т.д.).

Первые две носят догосударственный характер и носят неполитический характер.

Существует множество подходов к определению власти атрибутивно-субстанциональные – трактуют власть как атрибут (придаю, наделяю) в русле этого подхода можно говорить о потенциально-волевых, инструментально силовых и структурно функциональных концепциях власти, системных концепциях, реляционных, бихевиористиских (поведенческих).

Т. Гоббс: «Власть есть нечто иное, как избыток могущества одного человека над другим: «Власть человека если рассматривать ее универсально состоит в его нынешних возможностях овладеть очевидными будущими благами».

В современной политологии выделяют как минимум 3 аспекта власти: директивный, функциональный, коммуникативный.

Итак, власть – это специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого в результате этого подчинение властвующую субъект реализует свою волю и интересы.

Другое определение. Это способность, право или возможность оказывать воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, воли, принуждения.

Третье определение: реальная способность социальной группы или индивида проводить свою солю, выраженную в политике.

Источники власти: В содержание власти входят авторитет, сила, престиж, закон, субъекты власти, объекты власти, ресурсы власти, функции власти. Тоффлер выделяет 3 основных источника:

  • Сила
  • Богатство
  • Закон

Аренд связывает понятия власть, мощь, сила, авторитет, насилие. Методы властвования отличаются в зависимости от соотношения в управлении принуждающего насилия и согласия. В связи с этим выделяют принуждение, убеждение и стимулирование.

Субъекты власти:

- индивид (лидер)

- государство, его институты.

- организации, партии

- элиты

 

Отличительные черты политической власти:

1. Легальность в использовании силы и других средств властвования;

2. Верховенство;

3. Публичность;

4. Моноцентричность;

5. Многообразие ресурсов.

 

Ресурсы и основания власти:.

Экономические, социальные, юридические, культурно-информацонные.

В российской политологии ресурсы делятся на 2 вида: материально-экономические, духовно-информационные. Среди них можно выделить: организационные, поощрительные, принудительные, нормативные.

Уровни политической власти: мегауровень, макроуровень, микроуровень.

Формы политической власти: официальная, легальная с формализованной структурой, неофициальная, неформальная, нелегальная.

Функции политической власти:

Ø господство,

Ø руководство,

Ø регуляция,

Ø контроль,

Ø управление,

Ø координация,

Ø организация,

Ø мобилизация.

Потребности власти: потребность в свободе, гедонистическая потребность, потребность в самоутверждении, потребность в самовыражении, потребность быть личностью.

 

Политическая власть имеет особые властные отношения. Суть их состоит в пяти отношениях неравенства:

· власть не есть «нечто, удерживаемое или утрачиваемое кем-то; она реализуется в ходе игры «неравных» мобильных отношений»;

· отношения власти не существуют рядом над либо вне других отношений (сексуальных, экономических, познавательных), им принадлежит непосредственно производительная роль;

· отношения власти имеются в базовых для общества группах и институтах и расколы также образуют массовое противостояние управителей и управляемых;

· отношения власти интенциональны (т.е. сознательно целенаправленные), но не субъективны. Они – результат программ, сложных тактик, способных функционировать сами по себе;

· там, где есть власть есть сопротивление, причем не обязательно пассивное… существует множество сопротивлений.

М. Вебер определяет власть как возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана, и в связи с этим выделяет 3 идеальных типа власти:

  • индивидуализированную (политические, государственные институты);
  • зачастую абстрактную внешне;
  • персонифицированную.

2. Механизмы осуществления политической власти.

1. Носителем власти является Народ, который делегирует ее государству. В качестве общего политического механизма выступает политическая система общества, функциям которого являются:

  • Руководство
  • Управление
  • Контроль, осуществляемый властью разделенной по вертикали и горизонтали.

 

По горизонтали:

Ø законодательная,

Ø исполнительная,

Ø судебная.

 

Каковы бы не были претензии политической власти она не может господствовать над управляемым обществом, ей нужны «физические противовесы в виде «правового государства» и конституционные права и свободы».

Ограничения политической власти ради защиты управляемой получили действенную поддержку со стороны международно-признанных правовых актов. Властные отношения ассиметричны, в них участвует правящее меньшинство и управляемое большинство. Однако, в политике все субъекты выполняют свойственные роли и занимают определенные позиции при распределении власти.

 

3. Эффективность власти определяется следующими критериями:

1. достаточность оснований власти;

2. рациональность структур;

3. действенный контроль за выполнением решений;

4. организационный и кадровый состав;

5. наличие и действенность санкций;

6. самоконтроль.

 

Виды легитимного господства по М. Веберу: традиционное, легальное, харизматическое.

Легитимность власти, два подхода:

Ø либерально-демократический

Ø прагматический.

В политологии чаще всего выделяют 3 уровня легитимности: идеологический, структурный, персоналистический.

Д. Истон и его последователи выделяют диффузную легитимность; специфическую легитимность, а также диффузно-специфическую и специфически диффузную.

Самая распространенная классификация легитимности: демократическая, теократическая, идеологическая, онтологическая.

В политологии различают легитимацию и делегитимацию (т.е. утрату доверия).

 

Смотри Приложение 2.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит различие между метафорическим и научно-политическим толкованием власти?

2. Чем политическая власть отличается от неполитической?

3. Каков современный потенциал принуждения и согласия?