Политическая модернизация Беларуси
Современное белорусское общество, выйдя из недр разрушившегося Советского Союза, вступило на путь полномасштабных преобразований во всех сферах своей жизнедеятельности. Разумеется, Беларусь по многим параметрам не относится к обществам традиционного типа. Она расположена в географическом центре Европы и уже поэтому является её полноправной частью. Однако в наследство от застойного социализма ей достались некоторые рудименты феодализма и тоталитаризма, такие как неэффективная плановая экономика, неразвитая политическая система, патриархальное общественное сознание. Поэтому, как и почти все бывшие советские республики, суверенная Беларусь встала на путь всесторонней модернизации.
Условно можно выделить три этапа процесса модернизации Беларуси.
Латентный период (1985-1991 гг.) является скрытым, во-первых, потому что Беларусь тогда входила в состав СССР, а во-вторых, в то время ни направление, ни средства и методы развития чётко не осознавались.
Период конфронтации пришёлся на 1991-1994 годы, когда в наиболее явной форме проявились политические ориентации противоборствующих сторон. Победила политическая сила, обещавшая кардинальные реформы в направлении коренного обновления общества.
Период стабилизации начинается с даты выборов первого за всю историю Беларуси президента (1994 г.) и продолжается по сию пору. Белорусское руководство путём проб и ошибок нащупало свой специфический путь развития и продолжает идти по нему.
В экономической сфере цивилизационная модернизация Республики Беларусь проявляется в формировании сектора предприятий частной и акционерной форм собственности. В 2005 году в частном секторе экономики было занято 48% всех работников. Важным признаком экономической модернизации является техническое и технологическое обновление основных фондов, а также рационализация производственного процесса. Белорусская экономика достигла впечатляющих успехов, свидетельствующих о её прогрессивном развитии. За 10 лет, начиная с 1995 года, внутренний валовой продукт страны вырос почти в два раза. В структуре экспорта почти половину (47,3%) составляет продукция промышленной переработки (машины и оборудование, продукция химической промышленности и пр.), что свидетельствует о достаточной конкурентоспособности белорусской промышленности.
Социальная сфера модернизируется в направлении формирования и укрепления среднего класса в лице материально обеспеченного слоя высококвалифицированных специалистов, предпринимателей, лиц «свободных» профессий. Увеличивается степень урбанизации Беларуси: сегодня три четверти населения страны проживает в городах, что также является признаком модернизации.
В сфере общественного сознания происходят важные сдвиги в сторону увеличения ценностно-нормативного разнообразия культурных образцов. В стране реализуется программа массового высшего образования. В настоящее время в Беларуси на каждые 10 тысяч жителей приходится по 391 студенту, что соответствует среднеевропейским показателям.
Политическая модернизация проявляется в том, что реально действует избирательная система, позволяющая народу выбирать главу государства и представительные органы власти всех уровней, начиная с местных советов и кончая парламентом страны – Национальным Собранием. Создана многопартийная система, состоящая из 17 партий, сформированы элементы гражданского общества в лице 239 международных и 724 республиканских общественных объединений, 34 республиканских профессиональных союзов,
Вместе с тем, остаётся немало проблем, которые ещё предстоит решить в контексте политической модернизации. Принцип разделения основных ветвей власти как «по горизонтали», так и «по вертикали» реализован не полностью. Во властных полномочиях большой перевес на стороне исполнительных органов по сравнению с законодательными. Созданная исполнительной властью так называемая «президентская вертикаль» эффективно контролирует ситуацию на местах, однако очевидно противоречит принципу разделения центральных и местных органов управления. Следствием этого является недостаточный уровень развития местного самоуправления. Наличие мощной централизованной бюрократической структуры, дополненной тотальной контрактной системой найма работников создаёт благоприятные условия для использования так называемого «административного ресурса» в политических целях. Партийная система развита ещё недостаточно. Все без исключения партии Беларуси имеют крайне слабую социальную базу и не пользуются сколько-нибудь значимой поддержкой со стороны населения. Одной из причин такого положения является то, что в стране действует мажоритарная избирательная система, которая отводит политическим партиям второстепенную роль. Как показали президентские выборы 2006 года, в Беларуси не сформированы достаточные условия для открытого и безопасного соревновательного процесса в борьбе партий и индивидов за власть. У оппозиционных политических сил искусственно создан дефицит информационных ресурсов для пропаганды своих взглядов.
Да, Беларусь ещё не завершила сложный и длительный процесс политической модернизации. Однако тот путь, который преодолела наша страна за очень короткий с исторической точки зрения период свидетельствует о высокой динамике социально-политического прогресса. Страна за какие-то 15 лет прошла путь от тоталитарного состояния к построению фундамента развитого демократического общества. Авторы глубоко уверены в том, что новое поколение граждан Беларуси будет жить в обществе, являющемся примером для других стран, идущим по пути цивилизационной модернизации.