Средства массовой информации и коммуникации (СМИ). Виды СМИ
Средства массовой информации это учреждения, профессионально занимающиеся созданием и передачей информации с использованием различных технических средств в общее, публичное пользование. Средства массовой информации выступают одним из важнейших институтов политической системы современного общества, поскольку они позволяют не только информировать население, но и манипулировать мнениями и, что самое важное, - его электоральными оценками. Очевидно, что особенно сильно возрастает роль и значение СМИ в демократическом обществе, в котором судьба правящей элиты зависит от волеизъявления электората.
Основные признаки средств массовой информации:
- наличие технических средств, обеспечивающих производство, распространение и потребление информации;
- высокая общественнаязначимость информации;
- наличие массовой аудитории;
- нормативность с правовой точки зрения (СМИ регистрируются в соответствующих органах), по времени (периодичность) и по формату информации, подаваемой в структурированном виде.
- вариативность информации выражается, с одной стороны, в многоканальности СМИ, а с другой, - в разнообразии точек зрения на одну и ту же проблему.
Средства массовой информации различаются по различным основаниям.
По используемым техническим средствам передачи информации:
- печатные (газеты, журналы, бюллетени);
- электронные, в том числе аудио (радио) и видео (телевидение, кинематограф), а также Интернет и мобильная связь, которые в последнее время особенно бурно развиваются в качестве средств массовой коммуникации.
По периодичности изданий:
- СМИ постоянного информирования (новостные радиоканалы и телеканалы, Интернет);
- СМИ ежедневной периодичности;
- СМИ еженедельной периодичности;
- СМИ ежемесячной периодичности;
- Ежегодные СМИ.
По масштабу распространения информации:
- всемирные (например, бюллетени ООН, каналы CNN, Euronews);
- центральные (в масштабе одной страны);
- местные (областные, районные, городские, поселковые, сельские).
По количеству тиражируемой информационной продукции:
- многотиражные СМИ ориентируются на максимально возможную аудиторию;
- малотиражные СМИ (газеты, локальные радиосети) обычно функционируют на отдельных предприятиях, организациях и учреждениях.
По отношению к государственной власти:
- проправительственные, отстаивающие интересы правящей элиты;
- оппозиционные, отражающие интересы конкурирующей за власть контрэлиты.
По политической направленности:
- СМИ «левой» политической ориентации;
- СМИ «правой» политической ориентации;
- СМИ центристской политической ориентации.
По форме собственности:
- СМИ государственной формы собственности;
- СМИ общественной формы собственности (например, телеканал BBC в Великобритании);
- СМИ коллективной формы собственности, когда то или иное издание принадлежит коллективу сотрудников;
- СМИ могут находиться в собственности той или иной корпорации или фирмы;
- СМИ частной формы собственности.
По своему престижуСМИ разделяются публикой на:
- солидные, авторитетные,
- так называемые «жёлтые» издания, специализирующиеся на «горячих» фактах с низкой степенью достоверности.
Очень разнообразны СМИ по тематике предлагаемой информации, сколько-нибудь полно перечислить которую вряд ли возможно.
Роль средств массовой информации в современном обществе всё больше и больше повышается. Это обусловлено тем, что в глобализирующемся мировом сообществе массовая коммуникация и её средства играют чрезвычайно важные функции. Ниже мы приведём основные из них.
- Информационная функция, проявляющаяся в описании событий, происходящих в мире во времени (т.е. в прошлом, настоящем и будущем) и в пространстве (т.е. в различных сферах общества и природы).
- Познавательно-культурологическая функция позволяет человеку оперативно познавать окружающий его мир.
- Функция социализации, воспитания и образования, начиная от простого общения и завершая технологией обучения и консультирования с использованием Internet.
- Функция управления общественным мнением широко используется для сознательного и целенаправленного формирования у населения необходимых социальных норм, общественных установок и ориентаций. Эта функция особенно востребована в период массовых политических акций, таких как выборы, идеологически или экономически обусловленные кампании и т.п.
- Критическая функция средств массовой информации позволяет выявлять социально значимые проблемы, а также ошибки и недостатки властвующей элиты, что способствует совершенствованию всего общества и его политической системы.
Без массовой коммуникации, а также без средств её производства, тиражирования и доставки к потребителю невозможно само общество. Именно массовая коммуникация интегрирует общественные институты в единую социальную целостность. Но политика и политолога средства массовой коммуникации интересуют в первую очередь с точки зрения их влияния на общественное мнение. А влияние массовой коммуникации на общественное мнение в современном обществе, в котором газеты, радио, телевидение, интернет и мобильная связь проникли буквально в каждый дом, является определяющим. Стал уже банальным трюизмом тезис о том, что обладание средствами массовой информации обеспечивает обладание властью. Об этом знал ещё В.И.Ленин, который в октябре 1917 года сначала приказал взять почту, телефон и телеграф, а уже потом – Зимний дворец.
Система массовой коммуникации и средства массовой информации являются важнейшим фактором формирования общественного мнения вообще и электоральных установок, в частности. В любом современном обществе существует и динамично развивается целая индустрия управления и манипулирования общественным мнением. Довольно прибыльно практикуют официальные о полуофициальные организации, специализирующиеся на формировании public relations (общественные отношения, общественные связи). Спрос на услуги таких организаций неизмеримо возрастает в период предвыборных кампаний. Не обходится тут и без так называемого «чёрного PR» - целой технологии избирательного мошенничества. О некоторых приёмах такого мошенничества мы расскажем в следующем сюжете.