Лекция 7 Признаки пробуждения Духовности
Литература
4. Андреев Д.Л. Роза мира. М., Прометей, 1991.
5. Бах Ричард, Чайка по имени Джонатан Ливингстон // Иностранная литература, 1974, №12, с.176-195.
6. Возрастная и педагогическая психология. (Ред. М.В. Гамезо). М., Просвещение, 1984.
7. Годфруа Ж Что такое психология. М., Мир, 1992.
8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., Изд-во МГУ, 1982.
9. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994.
10. Психология. Словарь. М. Политиздат, 1990.
11. Роджерс К. К. науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1986, с. 199-230.
12. Франкл В. Человеке поисках смысла. М., Прогресс, 1990.
13. Швырков В. Б. Нейрональные основы памяти // Исследование памяти. М., Наука, 1990, с. 193-215.
14. Шеырков В. Б. Введение в объективную психологию. М., Изд-во ИП РАН, 1995.
15. Философский словарь. М., Политиздат, 1991.
Приоритет «субъективного» над «объективным» — как это правильно трактовать в психологии и нашей повседневной жизни9
Мы выяснили, что в случае подавления Духовности возникает ноо-генный невроз, а в случае ее пробуждения душевный мир устремляется к цели духовной эволюции — к Совершенству. Это — крайние случаи. В повседневной жизни пробуждение Духовности или ее усыпление заметить весьма трудно. Поэтому в данной лекции мы попытаемся наметить пути поиска признаков пробуждения Духовности.
Напомним определение Духовности, которое прошло испытание на методологическую валидность по трем принципам причинности.
Духовность — это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции — к Совершенству. Пробуждение Духовности объединяет индивидуальность не по крови, а по духовному родству со всем живым окружением.
В соответствии с этим определением следует конкретизировать главный признак пробуждения Духовности. Он состоит в том, что по мере ее пробуждения «субъективное» становится более приоритетным по отношению к «объективному». Напомним, что это положение является основой гуманистической психологии, и именно его отстаивал один из ее основателей К. Роджерс, когда говорил, что «любая попытка очистить наше представление о мире от всего субъективного, сугубо человеческого должна привести к абсурду. (Полани)» [8, с. 213].
Одна из основных идей К. Роджерса состояла в том, чтобы «отобрать и создать научные переменные для экзистенциальных категорий человека, которые затем могут быть операционально определены и пройти эмпирическую проверку» [8, с. 224].
В развитие этой идеи предлагаются три основных психологических понятия, конкретизирующих положение о приоритете субъективного над объективным: субъективное пространство (принцип активности), субъективное время (принцип саморазвития) и субъективная чистота (принцип иерархичности). Эти понятия символизируют собой три основных пути поиска признаков пробуждения Духовности.
Цель лекции — в соответствии с тремя принципами причинности проиллюстрировать примерами три направления поиска признаков пробуждения Духовности в повседневной жизни.
Тема собеседования — примеры признаков пробуждения Духовности в нашей жизни.