Список гражданских свобод
1. Имеются ли независимые СМИ?
2. Имеются ли возможности для открытой публичной дискуссии?
3. Имеется ли свобода собраний и демонстраций?
4. Имеется ли свобода политической организации?
5. Равны ли граждане перед законом?
6. Имеется ли защита от политического террора или несправедливого тюремного заключения?
7. Имеются ли свободные профсоюзы и эффективные договоры с нанимателями?
8. Имеются ли свободные профессиональные и иные частные организации.
9. Имеется ли свободный бизнес и кооперативы?
10. Имеются ли свободные религиозные институты и свобода публичного религиозного выражения?
11. Имеются ли индивидуальные свободы: равенство полов, свобода передвижения, выбор места жительства, выбор формы брака и размеров семьи?
12. Обеспечивается ли свобода от эксплуатации со стороны собственников средств производства, лидеров профсоюзов. Нет ли препятствий легитимному распределению доходов?
13. Имеется ли свобода от крайней правительственной независимости и коррупции?
Каждый пункт обоих списков оценивается по 4 балльной шкале. Затем можно, путём перевода в процентный формат, определить уровень демократии в стране.
Бурно развивающаяся в последнее время технология измерения уровня демократичности имеет большое идеологическое, политическое и даже экономическое значение. Она позволяет перевести вопрос о наличии или отсутствии демократии в том или ином обществе из области словесной демагогии на прочную почву единой для всех стран процедуры расчётов. С помощью политологических индексов, в том числе и представленных выше, осуществляется ежегодный мониторинг состояния демократии в мире, на основании которого выявляются как страны, наиболее свободные и демократичные, а также страны авторитарного и тоталитарного режима. По отношению к последним иногда международное сообщество вводит те или иные санкции. Всемирный Банк использует основанные на политологических индексах данные о демократическом состоянии тех или иных стран для определения собственной политики по отношению к этим странам, когда дело касается выделения кредитов.
Как и любой политический режим, демократия имеет свои недостатки. Некоторые из этих недостатков мы перечислим ниже.
Демократическому режиму свойственны процедурные сложности и дороговизна принятия политических решений. Речь идёт не только о дорогостоящих всенародных выборах, но и о содержании огромного в масштабе страны представительского корпуса, депутатов всех уровней с их обслуживающим аппаратом. Авторитарный и тоталитарные режимы, если, конечно, они не симулируют демократию, свободны от подобных затрат.
Политические решения в условиях демократии принимаются не только дорого, но и долго. Каждый закон должен пройти четыре обсуждения в нижней палате парламента, потом он обсуждается в верхней палате, затем только подписывается главой исполнительной власти и вступает в силу. И на каждом из этих этапов существует реальная опасность (в условиях реальной демократии) того, что закон будет отвергнут. В этом состоит одна из главных слабостей демократического режима. Распад и разделы одного из самых сильных государств средневековой Европы Речи Посполитой связывают с наличием права liberum veto, позволявшему любому депутату Сейма воспрепятствовать тому или иному решению.
Демократический режим весьма чувствителен к демагогии, лицемерным восхвалениям народа, нереалистическим, но выгодным сиюминутным нуждам народа предложениям, броским лозунгам, обращённым к низменным страстям. На этой волне к власти в условиях демократии могут придти (и не раз приходили) харизматические авторитарные личности. Например, Гитлер был избран лидером Германии в результате демократических выборов.
Демократия открывает широкие возможности для манипуляции общественным мнением, в борьбе за благосклонность которого применяется целый арсенал так называемых PR технологий. Противостоять этим манипуляциям может только политически образованное общественное и индивидуальное сознание.
Демократия открывает возможность так называемой «тирании большинства», поскольку решения в условиях демократии принимаются на основании предпочтений большинства населения. В этом состоит сила демократии, но в этом же скрывается и её потенциальная слабость, поскольку носителем правильного решения зачастую выступает как раз более компетентное меньшинство. Следует уточнить, что опасность заключается не в «тирании большинства» самого по себе, а в тирании необразованного большинства. В современном обществе, обеспечивающем своим гражданам высокую общую и политическую культуру, риск тирании некомпетентного большинства сводится к минимуму.
Демократический режим, зависящий от переменчивого мнения большинства, отличается политической нестабильностью и высокой степенью конфликтности. Это обусловлено самой природой демократии, основанной на открытой конкуренции за власть. В периоды предвыборных кампаний общество необычайно активизируется и возникает реальная опасность гражданских конфликтов, о чём многократно свидетельствуют история и современность. Несмотря на имеющиеся недостатки демократического режима, демократия остаётся наиболее эффективным способом политического устройства современного общества. Способность демократического режима решать сложные проблемы социально-экономической жизнедеятельности общества обеспечило высокую привлекательность демократии, что и послужило основной причиной глобальной тенденции демократизации в ХХ веке.