Тоталитарный режим: сущность и характерные черты

Авторитарный политический режим: сущность и характерные черты

Таблица 4 - Типология политических режимов по Ж. Блонделю

Таблица 3 - Типология политических режимов по Р. Далю

 

Уровень допустимой оппозиции и политиче-ской конку-ренции Полная Конкурирующие олигархии Полиархии
Нет Закрытые гегемонии Включающие гегемонии
  Небольшая Большая
Пропорции населения, имеющего право участвовать в системе публичного соперничества

 

Термин «полиархия» соответствует демократии. Небольшая политическая конкуренция в сочетании с политическим участием большинства населения указывает на политический режим «включающей гегемонии». Если отсутствует или очень слаба оппозиция и политическая конкуренция, часть населения, реально участвующая в публичном соперничестве за власть, мала, тогда система характеризуется как «закрытая гегемония». Большая степень политической конкуренции при малом участии населения является примером «конкурирующей олигархии».

Типология Жака Блонделя (1999 г.) относится к трёхмерным типологиям, поскольку учитывает три критерия:

- политическую конкуренцию;

- участие населения в политической жизни;

- структуру правящей элиты.

Политическая конкуренция оценивается с точки зрения того, является ли она «открытой» (т.е. существуют легальные условия для конкуренции оппозиции за власть) или «закрытой» (оппозиция запрещена, и борьба за власть осуществляется нелегально).

Структура элиты оценивается с точки зрения её монолитности-дифференцированности, а также «открытости» (доступности) или «закрытости» (недоступности для проникновения извне).

Третья переменная – политическое участие населения – характеризуется степенью включённости граждан в политической жизни страны. Если население включено в политическую жизнь посредством различных легальных форм политического участия, тогда режим называется «включающим». В противном случае он именуется «исключающим».

Участие населения в политической жизни Закрытые с монолитной элитой Закрытые с дифференцированной элитой Открытые
Исключающие Традиционный тип Авторитарно-бюрократический Конкурирующая олигархия
Включающие Эгалитарно-авторитарный тип Авторитарно-неэгалитарный тип Либеральная демократия

 

Традиционные системы характерны для стран с монархическим правлением, когда правит закрытая монолитная элита и население исключено из политического процесса (Бахрейн, Бруней, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты). Авторитарно-бюрократические системы представлены военными режимами стран Латинской Америки периода 70-80-х годов ХХ века (Чили, Аргентина, Уругвай). В этих странах за власть конкурируют клановые элиты, однако, население исключено из политического процесса. Эгалитарно-авторитарные режимы, в которых правит относительно монолитная элита при организованном массовом политическом участии населения, сегодня представлены Китаем, Северной Кореей, Кубой. Ещё совсем недавно к ним бы принадлежал и Советский Союз. Что касается неэгалитарно-авторитарных систем, то их представляли фашистские страны. Либеральные демократии существуют в большинстве стран Европы и Северной Америки.

Чаще всего в учебниках по политологии используется типология, согласно которой выделяются следующие режимы:

– авторитарный;

– тоталитарный;

– демократический.

Авторитаризм (лат. auctoritas власть, влияние) – самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Для авторитарного политического режима свойственна концентрация неограниченной государственной власти в руках одного человека или небольшой группы лиц.

Характерные признаки авторитаризма:

– монополия на политическую власть в стране;

– культ лидера, вождя;

– бесконтрольность исполнительной власти, представленной одним харизматическим лидером или (как временное явление) – небольшой группой лиц;

– отсутствие политической конкуренции;

– использование незаконных с точки зрения международного права средств и методов борьбы с политической оппозицией;

– существенное ограничение политических прав и свобод граждан;

– бесконтрольное и нелегитимное применение силы в борьбе с политическими оппонентами.

От тоталитаризма авторитаризм отличается разве что неполным контролем над сферами экономики, культуры, науки, спорта и т.п., а также над частной жизнью индивидов. Девиз автократического режима мог бы звучать следующим образом: «Разрешено всё, кроме политики». Гражданское общество контролируется государством частично, лишь в той части, которая касается сферы государственного управления – политики, т.е. того, что может непосредственно угрожать власти автократического правителя. Поэтому логично авторитаризм считать всего лишь промежуточной формой между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Любой автократический лидер стремится получить максимальный контроль над всеми сферами общественной жизнедеятельности. Если ему это удаётся, режим трансформируется в тоталитарный. Если же гражданское общество достаточно сильно, чтобы противодействовать автократу, то режим имеет шанс превратиться в демократический.

Термин тоталитарный содержит латинский корень totalis, который переводится на русский язык как весь, полный, целый, всеохватывающий, всеобъемлющий.

Понятие «тоталитарный политический режим» впервые было использовано для характеристики фашистских режимов. Отсюда изначально негативная оценка, которая сопровождает данное понятие в общественном сознании. В период «холодной войны» клеймо тоталитаризма приклеили и странам так называемого «реального» социализма. Научный метод должен быть свободен от оценок, поэтому в политологии анализируемое понятие используется как индифферентное в оценочном плане. Целесообразно понятие «тоталитарный режим» сопоставить с понятием «тотальное общество». Эти термины являются синонимами в том смысле, что оба они характеризуют общество с высоким уровнем самоорганизующейся целостности, с доминированием государства над гражданским обществом, с полным контролем исполнительной власти над общественной и приватной жизнью индивида. Однако эти понятия расходятся в том, в чьих интересах осуществляется этот всеобъемлющий контроль. Тотальное общество может быть не диктаторским по своей природе, поскольку реализует общественные интересы посредством демократических процедур. А вот тоталитарный политическим режим, напротив, является, по сути, тотальной антиобщественной диктатурой небольшой группы лиц или отдельной личности. В отличие от классической диктатуры, современный тоталитарный режим обладает, во-первых, единой идеологией и, во-вторых, технологией тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности человека. В руках центральной исполнительной власти тоталитарного общества сосредоточены все каналы, механизмы и ресурсы (средства массовой информации, система образования и воспитания, собственность на средства производства и экономическое планирование), позволяющие внедрять в сознание масс государственную идеологию и эффективно контролировать инакомыслие.

Основные характеристики тоталитаризма:

– государство является единственным выразителем интересов общества, интересы государства отождествляются с интересами общества и постулируются как высшие интересы;

– единственная для всех граждан государственная идеология, исключающая публичную идеологическую конкуренцию;

– единственная партия, иерархически организованная и руководимая одним человеком – харизматическим лидером, исключающая публичную политическую конкуренцию;

– чрезвычайно высокий авторитет политического лидера, доходящий до культа личности вождя;

– государственная монополия на средства производства, исключающая рыночную экономическую конкуренцию;

– полный контроль государства (как единственного представителя общественных интересов) над всеми без исключения сферами жизнедеятельности общества и индивида;

– широкое и эффективное применение всех форм насилия, в том числе и в политических целях;

– государственная монополия на все без исключения средства коммуникации, исключающая неконтролируемую публичную конкуренцию мнений.

Кратко суть тоталитаризма можно выразить следующим лозунгом: «Запрещено всё, что не разрешено». Тоталитарный политический режим характеризуется сверхцентрализацией власти, собственности, всех ресурсов общества. В силу этой его особенности он чрезвычайно эффективен в кризисные периоды развития страны. Так, например, в республиканский период истории Древнего Рима Сенат перед лицом опасности своим решением избирал диктатора, в руках которого концентрировал всю исполнительную власть, что повышало её эффективность в борьбе с врагами. Однако в мирное время сверхцентрализованная организация всех сфер жизнедеятельности тоталитарного общества всегда оказывалась неэффективной по причине низкой мотивации индивидов, лишённых свободы инициативы. Второй системной проблемой тоталитарного (равно как и авторитарного) режима является неадекватная, искажённая обратная связь между правящей элитой и населением. Отсутствие или слабая выраженность критической обратной связи от «низов» к «верхам» ведёт к неспособности правящей системы видеть и устранять свои ошибки. Такова, например, основная причина парадоксального саморазрушения Советского Союза, победившего сильнейшего врага в Отечественной войне 1941-1945 гг., но распавшегося после почти полувекового периода мирной жизни.