Биологические основы концепции Духовности.

Психологический аспект системной концепции Духовности.

Психологию, рассматривающую Духовность как основную глубинную Сил}7 человеческого бессознательного, точнее назвать психологией Духовноcти.

Основная цель психологии Духовности — это поиск путей к истинной цели эволюции -— Совершенству: «Небеса — это не место и не время. Небеса — это достижение Совершенства» [2. с. 185].

Категория Духовности используется в различных психологических концепциях. Но, по мнению автора, ядром психологии Духовности должны стать логотерапия (экзистенциальная терапия) В. Франкла и «метапсихология» Д. Андреева, именно потому, что они открыли патологию душевного мира человека, возникающую вследствие подавления Духовности.

Франкл писал: «Человек — это больше чем психика: человек — это Дух».

Андреев предлагал через развитие Духовности совершенно новое решение старых проблем и новые пути эволюционного развития глубинных потенций человека: «В человеческом существе — не в физическом его теле, но во всем сложном, разно материальном конгломерате его существа — заложены такие потенции, развитие которых бесконечно раздвинуло бы возможность нашего пользования материальными средами и совершенно изменило бы соотношение между человеком и пространством, человеком и временем, человеком и природой, человеком и дру1ими слоями бытия» [1, с. 210]

Смысл существования глубинных потенций возможно понять только из предположения, что человек разумный не является венцом эволюции — эволюция человека продолжается.

«На этом и основывается космическая иерархия ценностей, насколько мы можем ее понять. Из нее следует, что ценность инфузории меньше ценности насекомого, ценность насекомого меньше ценности млекопитающего, ценность этого последнего еще далека от ценности человека, ценность человека невелика сравнительно с ценностью архангела или демиурга народа, а ценность этого последнего, при всем ее масштабе, теряется рядом с ценностью Владык Света, демиурюв Галактики» [1, с. 99].

Для понимания того, что психология Духовности является именно психологической теорией, а не теорией назиданий и нравоучений (что тоже неплохо), необходимо познакомиться с биологическими основами Духовности.

Суть биологического подхода предполагает уяснение того, что развитие Духовности — это жизненно необходимая потребность каждого человека. Причем еще более необходимая, чем потребность, например, в сексуальной жизни: подавление сексуальной жизни еще не трагедия, без этого еще как-то можно жить, а вот подавление Духовности — это личностная смерть человека.

Наиболее выразительно идею существования духовных потребностей (даже инстинктов) отстаивал один из основателей гуманистической психологии Маслоу. Основным источником человеческой деятельности, согласно Маслоу, является сам о актуализация, которая есть потребность приносить людям Добро, По своей сущности человек добр, говорит Маслоу, и не только человек, но даже самые агрессивные животные по сути добры, если они сыты: сытый лев или сытый тигр не набрасываются на жертву. Согласно Маслоу, Доброта явление врожденное. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека. Он говорит, что потребность быть добрым инетинктоподобна, а не есть что-то чужеродное глубинной природе человека, навязанное извне. Как следствие. Маслоу требовал пересмотра всесилия биологического критерия выживания, на котором строилась теория эволюции Чарльза Дарвина и психологические теории Фрейда и Юнга (изл. по [5, с. 52-57]).

Ø То, что пробуждение Духовности есть биологическая потребность человека, косвенно подтверждается данными о нейрональной активности мозга.

Основы этого подхода изложены в системно-эволюционной теории В.Б. Швыркова [11, с. 51-109].

Исходным положением этой теории является известный факт (об этом мы говорили в третьей лекции) что 97% нейронов «молчит» всю жизнь индивида [10, с. 199]. Доказано также, что рождение новых функциональных систем происходит не за счет переучивания 3% эволюционно старых нейронов, а за счет пробуждения новых, ранее молчащих нейронов [10, с. 200]. А поскольку индивидуальное переучивание нейрона, как доказано, невозможно [10, с. 202], следовательно, пробуждение молчащих нейронов, можно уподобить избирательному пробуждению предназначения индивида или его индивидуальной эволюционной судьбы.

Это очень созвучно с концепцией А. Маслоу, упомянутой выше. Он говорил, что человек должен реализовать то, что в нем заложено. Если в нем заложены актерские способности, то он стремится стать актером. Если в нем заложены способности мыслителя, ученого, то он обязан это реализовать, И если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, то начинается конфликт, который состоит в том} что человеку не дано возможности к сам о актуализации, то есть быть тем, кем он может быть. Именно такая неудовлетворенность порождает неврозы (излаг. по [5. с. 53]). От себя добавим — неврозы по Адлеру.

Поскольку принцип саморазвития утверждает, что судьба всего живого есть пробуждение Духовности, которая в неявном виде направляет эволюцию к Совершенству, то логично предположить, что физиологическим субстратом эволюционно молодых Сил могут быть только нейроны «запаса».

Изложим физиологический критерий движения к «добру» и удалению от «зла» в эволюционно-космическом смысле, который приводит В.Б. Швырков в работе [11, с. 154],

Было замечено, что нейроны запаса, будучи не востребованы в онтогенезе погибают (в разных структурах мозга от 15 до 85%).

«Все болезни человека, связанные с дефицитом памяти и деменцией, связаны также с гибелью нейронов. <„.> Гибель нейронов, «предназначенных» быть специализированными относительно слов, может объяснить «феномены Маугли». Все это показывает, как нам кажется, что способность человека к обучению прямо связана с числом и разнообразием его нервных клеток, что специализация некоторой части клеток резерва сохраняет другие клетки в живых и расширяет возможности для будущего обучения. Как и фрустрирующие ситуации, «невостребованность» каких-либо генетически преспециализивованных нервных клеток в критические периоды развития ведет их к гибели» [l,c. 145].

Отсюда делается вывод, что чем больше «молчащих» нейронов востребуется (то есть реализуется их предназначение) тем вернее человек движется к истинной цели эволюции.

Отсюда физиологический критерий движения к «добру» и удаления от «зла» имеет вид: «Все, что способствует сохранению человеческих нейронов, есть добро, а все, что приводит их к гибели, — «зло» (в эволюционно космическом смысле)» [11, с. 154].

Ø Гипотеза о превращении человека разумного в человека духовного.

Если представить, что созданы условия для идеального развития душевного мира и «молчащие нейроны» самым оптимальным образом востребуются, то логично задать вопрос: что будет следующим этапом эволюции человека? Гипотеза, изложенная ниже, предполагает, что следующий этап — это превращение человека разумного (homo sapiens) в человека духовного (homo spiritus). Для изложения этой гипотезы воспользуемся пояснительной схемой (Рис. 1).

Рис. 1

Первый этап развития — превращение «человека животного» в человека разумного.

Из возрастной психологии известно, что новорожденный ребенок без общения со взрослым не может стать человеком.

Таких «детей-волков» или «детей-газелей» находили в Вест-Индии. Если найденного пятилетнего «маленького Тарзана», перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора, еще удалось перевоспитать, то двенадцатилетний Виктор, найденный в лесах на юге Франции в 1799 году, так и не стал человеком, хотя с ним работал врач в течение пяти лет [4, Т.1. с. 9-21].

Получается, что для запуска механизмов разума ребенку необходимо общение с источником разума, в качестве которого выступает взрослый человек.

Следует отметить, что созревание человека разумного сопровождается сначала установлением теснейшего контакта новорожденного со взрослым, как бы «вселение» образа родителя в психику ребенка и на этой основе возникновение обучения методом подражания.

Именно для установления тесного контакта со взрослым (с источником разума) ребенок к трем месяцам уже умеет выделять близкого ему человека, зрительный образ которого служит сначала своего рода катализатором активности ребенка, а затем используется в обучении методом подражания.

Когда тесный контакт установлен, тогда, как это ни парадоксально, дальнейшее развитие ребенка направлено, образно говоря, на отделение себя от взрослого. То есть теперь уже происходит как бы «выселение» образа родителя из психики ребенка. Завершается этот процесс к трем годам, когда ребенок произносит слова: «Я сам!»

Итак, после установления зрительного контакта со взрослым все дальнейшее развитие ребенка направлено, как это ни странно, на подготовку освобождения от влияния взрослого. Пока образ родителя живет в психике ребенка, ребенок легко обучается методом подражания (с трех месяцев до трех лет ребенок является как бы «зомби» своих родителей). Подражая действиям родителей, ребенок осваивает способы использования предметов культуры: хаотичные манипуляции с предметами превращаются в целенаправленные действия с ними (совок, чашка, ложка начинают использоваться по назначению). Значительный шаг к самостоятельности — ходьба на 2-м году жизни, а к концу 2-го года ходьба используется уже как средство более сложных комплексов действий (прыганье, лазанье, преодоление препятствий), возникает игровая деятельность. К концу 2-го года интенсивно осваивается речь (ранняя бессмысленная манипуляция со словом превращается в средство общения). На третьем году жизни у ребенка развивается наглядно-действенное мышление, речь превращается в диалог, игра превращается в ролевую игру [3. с. 63-67].

Итак, к трем-пяти годам «человек животный» превращается в человека разумного. Если до трех лет ребенок, попавший в стаю волков, по прошествии критического возраста (3-5 лет) значительно теряет шансы стать человеком (у «детей-маугли» механизмы разума могут атрофироваться безвозвратно), то после «кризиса трех лет», попав в ту же ситуацию, шансы ребенка стать человеком разумным очень велики.

Второй этап развития составляет суть гипотезы превращения человека разумного в человека духовного.

По аналогии с предыдущим этапом, ребенок раззмный стремится к общению с людьми одухотворенными (с личностным Духом) или божественно прекрасными творениями человеческой культуры (объективированный Дух). Не исключено, что Духовность является ребенку через психику матери: может быть поэтому божественное иногда изображают в образе матери с младенцем. Благодаря своему духовному чутью, ребенок, по-видимому, обладает способностью чувствовать нехороших людей и стремиться к хорошим, чистым, светлым людям.

Именно с возраста 3-5 лет развитие устремляется к эволюционно новой цели, к пробуждению Духовности в человеке. Из возрастной психологии известно, что с этого момента происходит формирование нравственных норм поведения и зарождается тяга ко всему прекрасному.

Людей разумных много, но людей Духовных, по оценке А, Маслоу. к сожалению, лишь 1% (так называемые «актуализированные личности;»). Если на первом этапе нам повезло, и мы через общение с разумом стали людьми разумными, то на втором этапе, начиная с 3-5 лет (за неимением прямого контакта с людьми Духовными), нас посещают лишь порывы к общению с творениями божественно прекрасной духовной культуры, а также глубинное желание найти себе духовного наставника, которому можно было бы раскрыть всего себя. Именно с этого момента начинается стремление Духовности и духовных Сил выйти на сцену сознания

Но, к сожалению, с возрастом прекрасные порывы души тонут в суете житейской жизни. И человек все больше забывает о своем эволюционном предназначения, постепенно умирая как духовная индивидуальность, а затем и физическая.

Ø Итак, какие выводы следуют из данной гипотезы?

Во-первых, данная гипотеза предполагает, что для повышения шансов гармоничного развития душевного мира детей и взрослых, как минимум, следует не подавлять на первый взгляд непрактичные, но возвышенные порывы души а давать им возможность жить и защищать их от бытового проблемного давления, беречь их, как мать бережет свое дитя.

Во-вторых, данная гипотеза утверждает, что процедура ранних детских воспоминаний в период с 3-5 лет (о ней мы говорили в третьей лекции) имеет целебный эффект. Происходит это потому, что через символику этих воспоминаний наиболее эффективно оживляются Духовность и духовные Силы человека. Этот вывод имеет прямое отношение к методу ранних воспоминаний А. Адлера и целебному эффекту от ранних воспоминаний, замеченному еще Ф.М. Достоевским.

Резюме: Если «молчащие нейроны» стремятся реализовать свое предназначение — это говорит о том, что Духовность и духовные Силы стремятся на сцену сознания.