Антиинфляционная политика.
Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика.
Концепция структурной инфляции, которая синтезирует теории инфляции спроса и издержек, утверждает, что причина инфляции коренится в несбалансированности экономики, неэластичности предложения и слабой мобильности факторов производства.
Количественное измерение уровня инфляции осуществляется с помощью ряда индексов: индекса потребительских цен; индекса цен производителей на промышленную продукцию; дефлятора ВВП и др.
Глубинными причинами инфляции являются монополии: государства — на денежное обращение, эмиссию денег; крупных профсоюзов — на определение уровня оплаты труда; крупных фирм — на формирование цен на рынке, а также экспорт инфляции (рост цен в странах—экспортерах сырья, энергоносителей, продовольствия и прочего ведет к росту цен в странах-импортерах).
Воздействие инфляционных процессов на экономику, социальную сферу не однозначно в зависимости от их интенсивности и видов инфляции. Способствуя повышению цен и норм прибыли при низких темпах роста, инфляция выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере их увеличения превращается из двигателя в тормоз, стимулируя явления социально-экономической нестабильности в стране.
В экономике Беларуси сохраняются мощные инфляционные факторыструктурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: 1) комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; 2) по ограничению монетарных факторов инфляции и 3) комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Первая группа включает меры:
- по регулированию зарплаты в составе себестоимости продукции,
- поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья, материалов, комплектующих,
- снижению материало- и энергоемкости продукции на основе новейших технологий,
- реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий,
- сокращению трансакционных издержек.
Вторая группа включает меры:
- по регулированию объема и структуры денежной массы,
- по проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам,
- сокращению скорости оборота денег,
- регулированию резервных требований,
- ограничению бюджетного дефицита,
- регулированию доходов населения,
- сокращению бартерных операций, неплатежей,
- стабилизации курса рубля.
Третья группа предусматривает меры:
- по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости,
- по государственному регулированию цен на товары монополистов,
- регулированию уровня рентабельности,
- стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства,
-ограничению инфляционных ожиданий,
- ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.
Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.
В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен.