Критерий совместимости — основа выделения аспектов индивидуальности при интегральном подходе.

Структура индивидуальности на основе интегрального подхода.

Структура индивидуальности изображена на Рис. 4. Схема состоит из четырех «вертикалей»: Отношения, Аспекты, Критерий и Свойства.

Отношения между (двумя) индивидуальностями являются исходным моментом построения структуры индивидуальности. Как указано выше, отношения могут быть непосредственными (общение) и опосредованными (деятельность) через среду. Следовательно, Силы, образующие аспекты индивидуальности, в первую очередь проявляются в избирательности отношений с другими индивидуальностями и только во вторую очередь проявляются в избирательности отношений с типами среды, созданными другими людьми.

Критерий совместимости является вторым моментом реализации интегрального подхода. Он конкретизирует — что мы подразумеваем под термином «избирательность». Он также выдвигает определенное требование к выделению аспектов индивидуальности, состоящее в том, что каждый аспект есть, по сути, аспект совместимости между людьми. Другими словами — типология темперамента, характера или личности должна быть прежде всего типологией совместимости.

Аспекты индивидуальности должны быть образованы Силами, удовлетворяющими трем принципам причинности и критерию совместимости. Мы выделяем четыре аспекта: духовность, личность, характер и темперамент.

Свойства системные — есть результат активности глубинных Сил «бессознательного». Следовательно, «измерение» активности глубинной Силы (в непосредственном или опосредованном межсистемном взаимодействии) по сути и есть измерение системного свойства индивидуальности. Под заголовком «свойства» перечислены основные концепции, которые являются теоретической основой выделения системных свойств индивидуальности: четыре Стиля темперамента, три Стратегии характера, семь Святостей личности и Духовность как основная Сила «бессознательного».

Три принципа причинности выдвигают определенные требования построения системной концепции индивидуальности.

В соответствии с принципом активности каждый аспект индивидуальности (темперамент, характер, личность, духовность), должен быть образован глубинными Силами «бессознательного». Чтобы подчеркнуть это, термины Сила и Система будем писать с большой буквы (подчеркивая тем самым глубинную активность этих Сил и Систем).

В соответствии с принципом саморазвития Силы, образующие аспект, должны отражать эволюционный этап развития человека, причем предшествующий этап должен быть предусловием развития последующего этапа.

В соответствии с принципом иерархичности Силы, образующие аспект, должны быть организованы иерархически, то есть по правилу содействия низшего уровня организации высшему.

В отечественной психологии доминирующую роль в выделении аспектов индивидуальности играет, как мы уже отметили ранее, критерий выделения содержательных и формально-динамических аспектов (Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин).

При всем уважении к исторической роли этого критерия следует признать, что он не соответствует принципам причинности системного подхода, хотя он сыграл важную роль в решении проблемы влияния наследственности и среды на человека: влияние наследственности охватило все «формально-динамическое», а «содержательное» стало рассматриваться как результат влияния окружающей среды.

Это несоответствие выглядит особенно наглядно, если рассмотреть его с позиций принципа саморазвития. Как сказано выше, этот принцип требует, чтобы каждый аспект индивидуальности отражал этап развития эволюции. Но поскольку в эволюции нельзя выделить, так сказать, формально-динамический и содержательный этапы, этот критерий не соответствует системной концепции причинности.

Как выделять аспекты индивидуальности, удовлетворяющие трем принципам причинности? По мнению автора, наиболее адекватна системной концепции причинности концепция «трех душ» Аристотеля.

Аристотель предлагал выделять в индивидуальности три аспекта: «растительную», «животную» и «разумную душу».

Он говорил, что аспекты проявления души (Индивидуальности) образуют эволюционный ряд. «Вегетативная («питающая») функция души специфична для растений, чувствующая _и движущая функции — для животных, разумная— для человека Г Высшие функции возникают на основе низших, поэтому функции души представляют собой уровни ее эволюции» [13. с. 25].

А.Ф. Лазурский, разрабатывая критерии для классификации отношений индивидуальности к среде, базируясь на принципе «активного приспособления личности к окружающей среде» [8. с. 180], также использует идею эволюционного подхода. Он вводит три «последовательно возвышающихся уровня», отражающих «степень духовного развития каждой отдельной человеческой личности» (под термином «личность», в контексте нашего изложения, подразумевается индивидуальность).

Несмотря на древнее происхождение, концепция «трех душ» соответствует трем принципам причинности. И это не случайно, так как Аристотель в диалоге с Платоном, «оживив» материю, стал, по сути, античным автором Идеи спонтанной активности. В его концепции причинности уже присутствовали и принцип активности: Эйдос — аналог «живого» активного элемента; и принцип саморазвития: учение об «энтелехии» — аналог современной телеологии (три души отражают этапы эволюции); и принцип иерархичности: Аристотель отстаивал приоритет целого над частью.

Не случайно и другое совпадение. Лейбниц, как мы уже отметили, тоже сформулировал три принципа причинности и, описывая иерархию монад, он также выделяет (подобно Аристотелю) три аспекта и добавляет четвертый: минералы и растения — как бы спящие монады, животные — дремлющие монады, люди — бодрствующие монады и «предустановленная Гармония» является высшей монадой [6, с. 239].

Для разработки структуры индивидуальности, исходя из системных принципов причинности, предлагается выделять не два, а четыре аспекта, которые отражают эволюцию живых систем в прошлом и будущем.