Национальная система стандартизации
Технические условия
Особую категорию документов по стандартизации составляют технические условия на создаваемую продукцию - ТУ. Этот документ имеет двойной статус - документа технического и нормативного. ТУ в соответствии с ГОСТ 2.114 разрабатывают на конкретное изделие, материал, вещество и т.п.; на несколько конкретных изделий, материалов, веществ (групповые ТУ). Технические условия являются очень распространенным документом. Достаточно указать, что для утверждения типа средства измерения, например, ТУ на это средство входит в список обязательных документов, представляемых в Федеральное агентство ≪Ростехрегулирование≫ для регистрации. Кроме того, ТУ составляются на многие конкретные марки и модели товаров. Типичными объектами выпуска по ТУ являются изделия, выпускаемые мелкими сериями, изделия сменяющегося ассортимента, изделия, осваиваемые промышленностью на основе новых рецептур или технологий.
В отличие от стандартов ТУ разрабатываются в короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции.
Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Единая информационная система по техническому регулированию
В соответствии со ст. 44 ФЗ ≪О техническом регулировании≫ Правительство Российской Федерации постановлением от 15 августа 2003 г. № 500 ≪О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию≫ утвердило Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию.
Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается на основе федерального фонда государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран в целях обеспечения соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию и развитию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования.
Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается и ведется ФА ≪Ростехрегулирование≫, который взаимодействует при ведении указанного фонда с федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности общественными объединениями, международными и зарубежными организациями по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и оценке соответствия.
Единая информационная система по техническому регулированию создается с целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии.
Единая информационная система по техническому регулированию является информационной системой общего пользования и включает в себя массивы документов в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме, справочно-поисковый аппарат и соответствующие информационные технологии.
В состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов входят следующие документы:
- технические регламенты, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, утверждённых Правительством Российской Федерации;
- документы национальной системы стандартизации, а также перечни национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, и нормативные документы по стандартизации, метрологии, аккредитации и подтверждению соответствия, принятые ФА ≪Ростехрегулирование≫, и другими федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона ≪О техническом регулировании≫ (на период до их отмены);
- международные (региональные) стандарты;
- национальные стандарты иностранных государств;
- информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения.
Единая информационная система по техническому регулированию обеспечивает:
- формирование информационных ресурсов, свободный доступ к ним, в том числе к документам федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и другим документам по техническому регулированию, за исключением случаев, когда доступ к этим ресурсам и документам ограничивается в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайн;
- опубликование в электронно-цифровой форме уведомлений о разработке проектов технических регламентов, национальных стандартов и о завершении их публичного обсуждения, проектов федеральных законов о технических регламентах, принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, и поправок к ним после окончания срока подачи этих поправок, проектов постановлений Правительства Российской Федерации о технических регламентах, заключений экспертных комиссий по техническому регулированию, уведомлений об утверждении национальных стандартов, а также национальных стандартов и перечней национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, программы разработки национальных
стандартов;
- выполнение положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия;
- предоставление следующих видов продукции и услуг: информация о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах; документы и копии документов на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме; информационная продукция и услуги, создаваемые на основе документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
Федеральные органы исполнительной власти представляют свои информационные ресурсы или информацию о них в единую информационную систему по техническому регулированию по формам, устанавливаемым Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии.
Базы и банки данных, входящие в состав единой информационной системы по техническому регулированию, регистрируются в установленном порядке в Государственном регистре баз данных.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением продукции и услуг федеральным органам законодательной и исполнительной власти, а также судебным органам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренного на содержание федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Плата за указанные продукцию и услуги, за исключением оплаты доставки, одинакова для отечественных и зарубежных потребителей.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации (НСС).
В целях реализации ФЗ ≪О техническом регулировании≫ принят и начал действовать с 1 июля 2005г. комплекс стандартов под наименованием ≪Стандартизация в Российской Федерации≫, в том числе ГОСТ Р 1.0-2004 ≪Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения≫. В этом комплексе стандартов регламентируются работы по стандартизации на международном и региональном уровнях:
- ГОСТ Р 1.2-2004 устанавливает правила разработки и утверждения (принятия) ГОСТ Р;
- ГОСТ Р 1.4-2004 устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения стандартов организаций;
- ГОСТ Р 1.5-2004 устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения ГОСТ Р;
- ГОСТ Р 1.8-2004 устанавливает правила разработки межгосударственных стандартов и правила их применения в России;
- ГОСТ Р 1.10-2004 устанавливает правила разработки правил и рекомендаций по стандартизации;
- ГОСТ Р 1.11-2004 устанавливает правила организации и проведения экспертизы;
- ГОСТ Р 1.12-2004 устанавливает термины и определения в области стандартизации;
- ГОСТ Р 1.13-2004 – уведомления о разработке ГОСТ и ГОСТ Р.
Формирование комплекса ≪Стандартизация в Российской Федерации≫ продолжается.
Межведомственный совет по стандартизации | Независимые эксперты по стандартизации (банк данных) | |
Национальный орган по стандартизации (ФА Ростехрегулирование) | ||
Стандартинформ | ||
Издательство стандартов | Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов | Национальный информационный центр ВТО |
Центры стандартизации и метрологии | ||
Региональные консультационные центры по стандартизации Региональная сеть распространения стандартов и иных нормативных документов (магазины стандартов) | ||
Центры обучения специалистов по стандартизации |
Структура НСС
В реформировании системы, начатом с принятием ФЗ ≪О техническом регулировании≫ можно выделить три этапа:
- 1 этап – начальный (2002 г.) – состояние государственной системы стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту принятия названного закона;
- 2 этап – переходный (2003 – 2010 г.г.) – преобразование ГСС в НСС с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный;
- 3 этап – окончание формирования НСС – системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.