По стандартизации, метрологии и сертификации

Техническое законодательство - основа деятельности

Техническое законодательство - совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

Техническое законодательство - один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. ФЗ ≪О техническом регулировании≫ является основным источником технического права в России. Важнейшим условием вступления России в ВТО является соблюдение принципов технического регулирования.

Понятие о техническом регулировании

Эффективно работающий мировой рынок – это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров. Под техническим барьеромпонимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

В основе программ по преодолению технических барьеров лежит деятельность государств в области технического регулирования. Под техническим регулированием понимаются действия государств, организующие поведение на рынке хозяйствующих объектов.

Объектами технического регулированияявляются продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.

Субъектами технического регулированияявляются:

а) органы власти (Правительство и министерства РФ);

б) органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства (федеральные службы по надзору);

в) органы по сертификации (более 1100 ед. в рамках обязательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредитованные испытательные лаборатории (2437 ед.);

г) субъекты хозяйственной (предпринимательской деятельности);

д) разработчики технических законов и стандартов.

Безопасность- главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации –состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

ФЗ ≪О техническом регулировании≫ закрепляет за государством ответственность за безопасность продукции, а за производителем и продавцом – ответственность за её качество.

Закон Российской Федерации ≪О техническом регулировании≫регулирует отношения, возникающие при:

- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- оценке соответствия.

Техническое регулирование– правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, по выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единая система правил аккредитации;

- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.