Жизненный цикл товара
Специальная классификация МОО.
Товар и типы его классификации
Стратегические и тактические маркетинговые решения о товаре.
5.1.Товар и типы его классификации.
5.2.Жизненный цикл товара
5.3.Марочная политика.
5.4.Позиционирование товара на рынке.
5.5. Конкурентоспособность МОО
5.6.Сервисное обслуживание МОО.
Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи.
Товары возможно классифицировать по различным, довольно многочисленным признакам. Рассмотрим несколько вариантов классификации, наиболее важных с точки зрения промышленного маркетинга.
5.1.1. Классификация товаровпо замыслу, в реальном исполнении, с подкреплением
При создании товара разработчику нужно воспринимать идею на трех уровнях.
Товар по замыслу - уровень является основополагающим, то есть что в действительности будет приобретать покупатель. Ведь, по существу, товар по замыслу - сердцевина понятия товара в целом (назначение, функции, идея, документация, опытный образец)
Товар в реальном исполнении– на этом уровне разработчик превращает товар по замыслу в товар в реальном исполнении, который может обладать пятью характеристиками: уровень качества, набор свойств, специфическое оформление, марочное название и специфическая упаковка.
Товар с подкреплением - на этом уровне разработчик может предусмотреть предоставление к товару дополнительных услуг и выгод, составляющих вкупе совершенно новое предложение, более эффективное с точки зрения конкуренции. По словам Левитта, конкуренция по-новому- это не конкуренция между собой того, что произведено фирмами на своих предприятиях, а то, чем они дополнительно сна6дили свою продукцию в виде продажных услуг, рекламы, консультаций для клиента, финансирования, особенностей поставки, сервиса и т.д.
Пример. Рассмотрим реализацию контракта о поставке оборудования, куда входят определенные затраты на инструмент. Многолетний опыт показал, что практически невозможно заранее заказать инструмента ровно столько, сколько надо и какого надо. Многое зависит от специфики продукции (сегодня она такая, завтра другая), от стойкости инструмента, сколько он прослужит и т.д. Что происходит?
Вариант первый - берут мало. Раз взяли мало, не хватило. Через полгода начинается ходьба по второму кругу: надо возобновлять контакты, заключать новые контракты, оформлять по новой бумаги. Там, может, и сумма небольшая, но когда эту цепочку проходишь по второму разу полностью, затраты возрастают многократно, при этом от шефа обязательно будет нахлобучка - чем раньше думали?
Вариант второй - приобрели больше, но столько не надо. Получается: деньги вложены, а купленная продукция тянет вниз экономические показатели предприятия.
Выход есть – это комплектная закупка с рассрочкой получения по времени. К примеру, покупается станок за 10 миллионов, к нему на полмиллиона берется режущего инструмента. А дальше все строится на знании рынка, конкретных лиц, фирм, на деловых контактах.
На первом этапе инструмента поставляется на 50-100 тысяч. В процессе работы выясняется: вот это нам не надо, инструмент той фирмы лучше, чем этой, вот этого надо в три раза больше. И через полгода-год складывается абсолютно четкая и ясная картина, корректируется ведомость заказа. Следующий заказ будет сделан на 150-200 тысяч. Таким образом, за три-четыре транша выбирается весь инструмент и только необходимый (6).
5.1.2.Классификация ТПН по их участию в процессе производстваГлавными категориями при такой классификации являются следующие:
- основные фонды;
- основные материалы;
- комплектующие;
- различные виды энергии;
- вспомогательные материалы;
-деловые услуги.
Основные фонды - наиболее дорогостоящая составляющая имущественного комплекса предприятия, в которую входят активная и пассивная части.
-активная часть основных фондов - основное технологическое оборудование (металлообрабатывающее оборудование, литейное, сварочное, термическое, гальваническое, деревообрабатывающее и др.) и вспомогательное (котельное, компрессорное, насосное, электросиловое, транспортное, ГПМ и др.) В состав металлообрабатывающего оборудования (МОО) входятметаллорежущие станки всех типов (МРС) и кузнечно - прессовое оборудование (КПО).
-пассивная часть основных фондов - недвижимые объекты (капитальные строения) в состав которых входят здания, сооружения и передаточные устройства.
Основные материалы –металлопрокат, дерево, фанера, стекло, изоляционные и другие материалы, идущие на изготовление выпускаемой продукции.
Комплектующие -приборы, двигатели, вентиляторы, кабельная продукция и другие законченные изделия, идущие на комплектацию выпускаемой продукции
Различные виды энергии –электричество, тепло, сжатый воздух и др.
Вспомогательные материалы – ГСМ, газы, ветошь и т.д.
Деловые услуги – техническое обслуживание, ремонт, консалтинг и пр.
В состав МОО входят металлорежущие станки (МРС) и кузнечно - -прессовое оборудование (КПО). Существует специальная классификация МРС и КПО. Подробнее рассмотрим классификацию МРС.
По характеру специализации МРС различаются на:
- универсальныедля выполнения разнообразных операций на изделиях широкой номенклатуры;
- широкого назначениядля выполнения ограниченного числа операций на изделиях широкой номенклатуры; специализированные для обработки однотипных изделий разных размеров;
- специальные для обработки изделий одного типоразмера;
- агрегатные специальные, состоящие из нормализованных деталей, узлов, силовых головок.
По уровню автоматизации МРС могут быть:
- с ручным управлением (загрузка и установка заготовок, пуск, переключение режима обработки, холостые движения, снятие изделия — вручную);
- полуавтоматы(установка заготовок, пуск, снятие изделия — вручную, остальные движения цикла обработки — автоматически);
- автоматы (все рабочие и холостые движения производятся автоматически, человек осуществляет контроль за циклом работы);
- автоматические линии (группа автоматов, объединённая системой транспортировки заготовок от одного к другому);
- станки с ЧПУ (все рабочие и холостые движения обеспечиваются заранее закодированной программой, введённой в МРС и посылающей преобразованные импульсы на исполнительные и управляющие механизмы).
По точности МРС делятся на 5 классов:
Н — нормальной точности (например, большинство универсальных МРС);
П — повышенной точности (на базе Н);
В — высокой точности;
А — особо высокой точности (прецизионные);
С — особо точные, или мастер-станки.
По массе МРС бывают лёгкие (до 1 т), средние (до 10 т), тяжёлые (свыше 10 т), уникальные (свыше 100 т).
По единой системе классификации МРС, разработанной в ЭНИМС, все МРС делятся на группы, которые, в свою очередь, разбиваются на типы. По этой классификации каждому МРС серийного производства присваивается шифр (индекс), который образуется, как правило, числом из 3 или 4 цифр; первая цифра указывает группу, вторая — тип, третья и четвёртая характеризуют важнейшие размеры МРС или обрабатываемого на нём изделия.
Например, шифр 2150 обозначает вертикально-сверлильный станок с максимальным диаметром сверления 50 мм. После модернизации МРС в его шифр за первой цифрой добавляется какая-либо буква. Например, шифр 1К62 обозначает модернизированный токарно-винторезный станок с высотой центров 200 мм. Модификация (видоизменение) базовой модели обозначается введением какой-либо буквы в конце шифра. Например, 6Н12К обозначает модификацию модернизированного консольного вертикально-фрезерного станка. Разбивка МРС на группы и типы приведена в приложении 2.
Товар с подкреплением Товар в реальном исполнении Товар по замыслу |
Одним из важнейших параметров является жизненный цикл товара, основные этапы которого приведены ниже. Жизненный цикл товара — процесс развития продаж товара с целью получения прибылей, состоящий из четырех этапов: этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка.
Изменение объемов продаж и прибыли на протяжении жизненного цикла товара от создания до упадка
Каждому товару, запущенному в коммерческое производство, присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей. Торговую историю типичного товара можно представить в виде кривой, на которой выделяются четыре этапа.
1 этап – этап разработки оригинальных изделий, улучшенных вариантов или модификаций существующих товаров, которые потребители воспринимают как "новые", требующий значительных затрат.
2 этап - этап выведения на рынок характеризуется медленным ростом сбыта и минимальными прибылями, пока товар проталкивают по каналам распределения. В случае успеха товар вступает в этап роста, для которого характерны быстрый рост сбыта и увеличение прибылей. На этом этапе фирма стремится усовершенствовать товар, проникнуть в новые сегменты рынка и каналы распределения, а также немного снизить цены.
3 этап - этап зрелости, в рамках которого рост сбыта замедляется, а прибыли стабилизируются. Для оживления сбыта фирма изыскивает различные новаторские приемы, предусматривающие, в частности, модификацию рынка, модификацию товара и модификацию комплекса маркетинга.
4 этап - стадия упадка, когда сбыт и прибыли сокращаются. Задача фирмы на этом этапе состоит в выявлении дряхлеющих товаров и принятии в отношении каждого из них решения либо о продолжении выпуска, либо об исключении его из номенклатуры.
Одним из часто встречающих-вариантов является кривая "с повторным циклом" Второй "горб" сбыта вызывается мероприятиями по стимулированию сбыта, проведенными на этапе упадка товара и которые называются фланкеринг. Фланкеринг(«атака с фланга»)– маркетинговый ходс целью поддержания объема продаж на стадии спада жизненного цикла. Обычно используется в тех случаях, когда на предприятии упустили или неправильно рассчитали момент перехода на новую продукцию.
Смысл фланкеринга заключается в том, что производится небольшое, некоренное изменение продукции, например, улучшается дизайн, осуществляются несложные доработки, улучшающие определенные показатели качества, но не требующие кардинальных изменений. Эта процедура, изменяющая привычное, иногда надоевшее отношение к изделию, позволяет временно поднять упавший спрос, продлить жизнь продукции на рынке, выиграть время для окончания работ по его значительному обновлению.
Еще одной разновидностью является "гребешковая" кривая, состоящая из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых характеристик товара и новых способов его использования. Так, например, кривая "гребешкового" вида характеризовала сбыт нейлона, что объясняется появлением в течение ряда лет множества новых сфер его использования — парашют, чулки и белье, рубашки, ковровые покрытия.
Срок службы изделия.Кроме жизненного цикла товара, определяемого с точки зрения продавца по объемам продаж и прибыли, существует еще одна форма жизненного цикла МОО — это срокслужбы изделия, которыйначинается с его производства и заканчивается его уничтожением. Данный жизненный цикл продолжается и после того, как продажа полностью прекратилась, т.к. он продолжается в течение всего времени эксплуатации изделий до полного износа, т.е. срока службы.
Эту форму жизненного цикла МОО очень важно учитывать в промышленном маркетинге потому, что именно она после прекращения выпуска изделий определяет длительность производства запасных частей, емкость складов для них, деятельность служб технического обслуживания и т.д. Для МОО с особо длинным жизненным циклом в эксплуатации многие производители сохраняют полные комплекты чертежей машин, оборудования, узлов, а нередко даже и оснастку, чтобы по заказу покупателя изготовить и поставить запчасти в обусловленный срок.
«Петля качества».С жизненным циклом товара связана так называемая петля качества, которая включает в себя следующие элементы:
1. Маркетинг, поиск и изучение риска
2. Проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции.
3. Материально-техническое снабжение
4. Подготовка и разработка производственных процессов
5. Производство
6. Контроль, проведение испытаний и обслуживание
7. Упаковка и хранение
8. Реализация и распределение продукции
9. Монтаж и эксплуатация
10. Техническая помощь в обслуживании
11. Утилизация после использования
12. Маркетинг, поиск и изучение рынка
Анализ изучения петли качества показывает, что управление качеством начинается и заканчивается маркетингом.