Анализ конкуренции на рынке
Покупка МОО должна решать основную задачу - повысить прибыльность и эффективность организации - потребителя. Вторым фактором является стоимость приобретаемого оборудования и желание потребителя снизить эту стоимость за счет различных скидок.
Нельзя забывать, что представители организаций покупают, как правило, дорогостоящую продукцию (в сфере МОО средняя стоимость современного станка с ЧПУ около 10 млн руб). В процессе работы с потребителями, представляющими данный сегмент рынка целесообразно вести учет перечня проблем, с которыми сталкивается данный потребитель, ранжирование их по степени важности и принимать меры по оперативному устранению наиболее сложных из них, приведших кнеудовлетворенности потребителя (4).
Анализ конкуренции на рынках ТПН и, в частности, МОО включает: исследование общих условий конкуренции и их динамику; анализ конкурентоспособности товаров и факторов, влияющих на конкурентоспособность; изучение стратегий и действий фирм-конкурентов. Рассмотрим основные понятия, относящиеся к конкуренции.
Конкуренция— это борьба товаропроизводителей на рынке за увеличение рыночной доли, вытеснение соперников, увеличение доходов от продаж и повышение прибыльности и устойчивости предприятия.
Конкуренция характеризуется наличием нескольких соперников, одной и той же сферой деятельности, совпадающей целью. Конкуренция связана с ценами и товарными рынками, представляя сложный механизм координации и соперничества.
Конкуренция — движущая сила рыночной экономики. Конкуренция стимулирует производство, способствует повышению качества продукции, обеспечивает учет потребностей различных групп покупателей, улучшает обслуживание, приводит к снижению рыночных цен.
Несовершенная конкуренция - когда отдельные участники рыночных сделок могут продать или купить товары в количествах, влияющих на уровень рыночных цен.
Совершенная конкуренция характеризуется множественностью независимых продавцов и покупателей и невозможностью осуществлять контроль за ценой рыночных сделок.
Ценовая конкуренция - ключевая форма конкуренции,т. е. привлечение покупателя пониженными ценами.
Неценовая конкуренция - соперничество в качестве продукции, ее потребительских свойствах и рекламе, которая в настоящее время все больше дополняет и в определенном смысле вытесняет ценовую конкуренцию. К неценовой конкуренции относится также улучшение условий поставки и послепродажного обслуживания.
Важнейшими понятиями в анализе конкуренции являются конкурентоспособность товара и конкурентные преимущества.Эти понятия с привязкой к МООбудут подробно рассмотрены в следующих разделах, здесь же они представлены в большей степени с теоретических позиций.
Конкурентоспособность товара— это способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Ядро конкурентоспособности образуют конкурентные преимущества.
Конкурентные преимущества— это те характеристики (атрибуты) товара, которые создают определенное превосходство над товаром конкурентов. Современная теория конкурентоспособности выделяет всего два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализация.
Более низкие издержки -это не просто меньшая сумма затрат на производство, чем у конкурентов, а способность фирмы разрабатывать, производить и продавать товар более эффективно, чем конкуренты. Данный тип конкурентного преимущества базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау фирмы и обеспечивает ей большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж, навязываемому конкурентами.
Специализация,как второй тип конкурентного преимущества, обеспечивается способностью удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену,т. е. цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Для обеспечения такого типа конкурентного преимущества необходимо предлагать покупателям товар, заметно отличающийся более высоким качеством при стандартном наборе параметров, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.
Эти конкурентные преимущества основаны на отличительных качествах товара, ценных для покупателя и увеличивают рыночную силу фирмы, то есть она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у конкурентов, не обеспечивающих соответствующего отличительного качества.
Анализ деятельности конкурентов проводится на основе информации, полный сбор которой на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследования, предложенная М. Портером. Эта система заключается в сведении информации к четырем элементам:
-цели на будущее,
-направление стратегии,
-представление конкурентов,
-возможности конкурентов.