Анализ конкуренции на рынке

Покупка МОО должна решать основную задачу - повысить прибыльность и эффективность организации - потребителя. Вторым фактором является стоимость приобретаемого оборудования и желание потребителя снизить эту стоимость за счет различных скидок.

Нельзя забывать, что представители организаций покупают, как правило, дорогостоящую продук­цию (в сфере МОО средняя стоимость современного станка с ЧПУ около 10 млн руб). В процессе работы с потребителями, представляющими данный сегмент рынка целесообразно вести учет перечня проблем, с которыми сталкивается данный потребитель, ранжирование их по степени важности и принимать меры по оперативному устранению наиболее сложных из них, приведших кнеудовлетворенности потребителя (4).

 

Анализ конкуренции на рынках ТПН и, в частности, МОО включает: исследование общих условий конкуренции и их ди­намику; анализ конкурентоспособности товаров и факторов, влияющих на конкурентоспособность; изучение стратегий и действий фирм-конкурентов. Рассмотрим основные понятия, относящиеся к конкуренции.

Конкуренция— это борьба товаропроизводителей на рынке за увеличение рыночной доли, вытеснение соперников, увеличе­ние доходов от продаж и повышение прибыльности и устойчи­вости предприятия.

Конкуренция характеризуется наличием нескольких соперников, одной и той же сферой деятельности, совпадающей целью. Конкуренция связана с ценами и товарными рынками, представляя сложный механизм координации и соперничества.

Кон­куренция — движущая сила рыночной экономики. Конку­ренция стимулирует производство, способствует повышению качества продукции, обеспечивает учет потребностей различ­ных групп покупателей, улучшает обслуживание, приводит к сни­жению рыночных цен.

Несовершенная конкуренция - когда отдельные участники рыночных сделок могут продать или купить това­ры в количествах, влияющих на уровень рыночных цен.

Со­вершенная конкуренция характеризуется множественностью независимых продавцов и покупателей и невозможностью осу­ществлять контроль за ценой рыночных сделок.

Ценовая кон­куренция - ключевая форма конкуренции,т. е. привлечение покупателя пониженными ценами.

Неценовая конкуренция - соперничество в качестве продукции, ее по­требительских свойствах и рекламе, которая в настоящее время все больше дополняет и в определен­ном смысле вытесняет ценовую конкуренцию. К неценовой конкуренции относится также улучшение условий поставки и послепродаж­ного обслуживания.

 

Важнейшими понятиями в анализе конкуренции являются конкурентоспособность товара и конкурентные преимущества.Эти понятия с привязкой к МООбудут подробно рассмотрены в следующих разделах, здесь же они представлены в большей степени с теоретических позиций.

Конкурентоспособность товара— это способность про­дукции быть более привлекательной для потребителя (покупа­теля) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качествен­ных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Ядро конкурентоспособности образуют конкурентные пре­имущества.

Конкурентные преимущества— это те характеристики (атрибуты) товара, которые создают определенное превосходство над товаром конкурентов. Современ­ная теория конкурентоспособности выделяет всего два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специ­ализация.

Более низкие издержки -это не просто меньшая сумма затрат на производство, чем у конкурентов, а способность фирмы разрабатывать, производить и продавать товар более эффективно, чем конкуренты. Дан­ный тип конкурентного преимущества базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау фирмы и обеспечивает ей большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж, навязываемому конкурентами.

Специализация,как второй тип конкурентного преимуще­ства, обеспечивается способностью удовлетворять особые по­требности покупателей и получать за это премиальную цену,т. е. цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Для обеспечения такого типа конкурентного преимущества необхо­димо предлагать покупателям товар, заметно отличающийся более высоким качеством при стандартном наборе парамет­ров, либо нестандартным набором свойств, реально интересую­щих покупателя.

Эти конкурентные преимущества основаны на отличительных качествах товара, цен­ных для покупателя и увеличивают рыночную силу фирмы, то есть она может заставить рынок принять цену про­даж выше, чем у конкурентов, не обеспечивающих соответст­вующего отличительного качества.

Анализ деятельности конкурентов проводится на основе информации, полный сбор которой на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследования, предложенная М. Портером. Эта система заключается в сведении информации к четырем элементам:

-цели на будущее,

-направление стратегии,

-представление конкурентов,

-возможности конкурентов.