Сегментирование рынка
Сегментация рынка - деятельность по классификации потенциальных потребителей производимых и реализуемых товаров в соответствии с качественными особенностями их спроса.
Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки.
Успешно проведенная сегментация позволяет получить хорошие коммерческие результаты. Это связано с тем, что, как правило, лишь набольшая часть покупателей обеспечивает получение предприятием наибольшей части его дохода. Данное явление часто называют эффектом Парето или правилом 80/20 (20% покупателей обеспечивают получение 80% доходов). Эффект Парето имеет место практически на всех рынках.
4.3.1. Выбор целевого рынка.
Целевой маркетинг — наиболее предпочтительный метод маркетинга, в отличие от массового и товарно-дифференцированного маркетинга, который в большей мере помогает выявлять рыночные возможности. Основными мероприятиями целевого маркетинга являются сегментирование рынка, выбор целевых сегментов рынка и позиционирование товара на рынке.
Сегментирование рынка — разбивка pынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Сегментирование рынков ТПН можно производить по разновидностям конечных потребителей, по весомости заказчиков, по их географическому местоположению. Эффективность работы по сегментированию определяется в зависимости от того, в какой мере полученные сегменты оказываются доступными, и пригодными для проведения в них эффективных действий.
Выбор целевых сегментов рынка - отбор одного или нескольких выгодных для себя сегментов рынка в зависимости от позиции фирмы, степени однородности продукции и рынка, этапа жизненного цикла товара и маркетинговых стратегий конкурентов. Выбор конкретного рынка определяет и круг конкурентов фирмы и возможности ее позиционирования.
Целевой рынок - это самая подходящая и выгодная для предприятия группа сегментов рынка (или один сегмент) на которую направлена его деятельность. Для разработки и реализации маркетингового комплекса на конкретном целевом рынке необходимо учитывать еще несколько важных факторов.
Внутренняя среда маркетинга - это часть общей среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Цель исследования внутренней среды - уяснение сильных и слабых сторон фирмы. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе. Объектом самого пристального внимания должны стать слабые стороны.
Внешняя среда маркетинга- это среда, представленная факторами, которые воздействуют на деятельность предприятия, но это не управляемая предприятием среда. Внешняя среда включает в себя основные силы, приходящие в столкновение с интересами фирмы и состоит из относительно самостоятельных подсистем: макроокружение и непосредственное окружение. Макроокружение (демография, политика, природная среда и т.д.) здесь не рассматриваются.
Непосредственное окружение представлено составляющими внешней среды, с которыми предприятие сталкивается и находится в постоянном взаимодействии. К ним относятся покупатели, конкуренты, поставщики, посредники и контактные аудитории (финансовые организации, общественные организации, СМИ).
Покупатель - главная сила, действующая во внешней среде. Их изучение позволяет лучше уяснить, какой товар необходимо производить, в каком объеме, в какой мере они привержены товарам фирмы, на сколько можно расширить круг потенциальных покупателей.
Конкуренты- вторая сила, участвующая в непрекращающемся не на минуту соперничестве за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.
4.3.2.Анализ рынка.
Классификация рынка по соотношению спроса и предложения. Ситуация, при которой предложение определяет максимум объема продаж данного товара на определенном рынке, называется рынком продавца (или рынком производителя). При этом для продавца сбыт не представляет особых усилий, т.к. в условиях избыточного спроса (дефицита) его продукция все равно будет реализована. Ситуация, при которой спрос определяет максимум объема продаж данного товара на каком - то рынке называется рынком покупателя (или рынком потребителя). В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель.
Емкость рынка- объем реализуемого на нем товара за определенный промежуток времени (обычно за год). Емкость рынка ТПН оценивается с помощью анализа тенденций развития и инвестиционной политики отрасли, потребляющих эти товары. При отсутствии таких данных емкость рынка может быть определена путем рассмотрения тенденций продаж в прошлом году и их экстраполяцией с поправками на текущей период.
Доля рынка- отношение объема продаж товара конкретного производителя (в натуральном или денежном выражениях) к потенциальной емкости рынка данного товара. Доля рынкадает оценку конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного или рыночного потенциала.
В практике зарубежных фирм считается обязательным иметь данные по емкости и доли рынка, в противном случае будет трудно или вообще невозможно реагировать на изменение рыночной ситуации. В связи с этим важнейшей задачей является анализ текущего соотношения спроса и предложения, на данный товар, т.е. коньюктуры рынка.
Коньюктура рынка - экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени, как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на товары данного вида, а также уровень и динамику цен на них.
Анализ спросаявляется одним из основных направлений комплексного исследования рынка и важнейшей функцией промышленного маркетинга. Запросы потребителей постоянно меняются, поэтому успех на рынке имеет тот поставщик, который наилучшим образом удовлетворяет их. Предприятие должно постоянно следить за качеством своей продукции, стадиями ее жизненного цикла, чтобы своевременно установить начало спада интереса к ней, успеть обновить ее, или вообще снять ее с производства, выпустив на рынок продукцию нового поколения.
Следует иметь в виду, что мотивы спроса на МОО принципиально отличаются от спроса на потребительскую продукцию. Основным фактором, характеризующим эти отличия, является экономический фактор и, прежде всего, целесообразность покупки.