Типы дистанционного обучения
Преимущества дистанционного обучения
Дистанционное обучение – такое, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы...) осуществляют образовательный процесс с помощью средств телекоммуникаций (электронной или обычной почты, веб-ресурсов, видеосвязи…).
Преимущества дистанционного обучения перед очным:
оперативные (преодоление пространства и времени, быстрая обратная связь);
информационные (доступность удаленных образовательных массивов);
коммуникационные (оперативность взаимодействия участников обучения);
педагогические (большая мотивация и интерактивность обучения);
психологические (более комфортные условия для самовыражения, снятие психологических барьеров очного общения);
экономические (уменьшение затрат за счет экономии транспортных расходов, содержания помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства);
эргономические (возможность индивидуального графика и темпа обучения, подходящего оборудования).
Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.
Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернета, может быть:
1) полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи;
2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом;
3) дополняющим очную форму по отдельным параметрам, например: педагог проводит занятии с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие интернет-ресурсы.
Анализ особенностей дистанционного обучения и его прогнозирование на ближайшее будущее позволяют выделить, по крайней мере, пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционности, индивидуализации и продуктивности.
1 тип: «Школа-Интернет». Дистанционное обучение решает задачи обучения в традиционной школе. Ученики вместе с учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда - с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.
2 тип: «Школа-Интернет-Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.
3 тип: «Ученик-Интернет-Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное. Ученики учатся в обычной школе, но кроме реaльных, живых педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удaленный от них «виртуaльный» учитель. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чатов, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз… Формы занятий – дистанционные курсы, семинары, консультации.
4 тип: «Ученик-Интернет-Центр». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение служит в данном случае средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий – усилить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда обычная школа готова предложить своим ученикам такие возможности. И тогда ученики (один или несколько), необязательно из одной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальных особенностей. Дистанционное обучение выступает в качестве основного или сопоставимого по объему с невиртуaльным.
5 тип: «Ученик-Интернет». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких. Комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играют обычное или дистанционное учебное заведение, родители ученика. Дистанционное обучение этого типа назовем распределенным. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете. Школа в этом случае приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет.