ЕГЭ – пример научно не обоснованного нововведения
В последние годы ЕГЭ – предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности.
Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ожидания от модернизации.
Во-первых, происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни индивидуальных образовательных программ, ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех шесты.
Во-вторых, введение ЕГЭ вносит в образование приоритет нетворческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполняет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенции учеников.
В-третьих, созданные административным путем условия обязательности сдачи ЕГЭ приводят к тому, что детям и учителям в школах ничего не остается, как отбрасывать содержательные направления обучения в угоду тестовым ориентирам. Учитель как один из главных субъектов образования отстраняется от оценки результатов его учеников, тем самым происходит обезличивание образования.
Каковы причины перечисленных проблем? Из основных заказчиков образования (государство, общество, ребенок, родители, учитель) самым сильным игроком оказалось именно государство. В настоящее время существует административный, политический, экономический заказ на введение ЕГЭ, но отсутствует его обоснование с точки зрения педагогических наук. Позиция автора книги в отношении ЕГЭ следующая – это довольно обезличенная форма контроля, хотя и имеющая свое место в образовании. Но в ситуации политического заказа и финансового обеспечения роль ЕГЭ оказалась чрезмерно гиперболизирована. Вольно или невольно, выступая в качестве ориентира, ЕГЭ заставляет учителей и детей вместо достойного и полноценного образования заниматься натаскиванием к этому экзамену. В некоторых школах выпускники с января вообще перестают учиться, а только готовятся к ЕГЭ. С этой точки зрения ЕГЭ, конечно, вредное новшество в современной школе, уводящее ее от прямой задачи – качественного образования каждого ученика сообразно его способностям и возможностям.
Сложившаяся ситуация с ЕГЭ противоречит и научным основам дидактики. В теории обучения кроме экзамена существует много других форм контроля – зачеты, коллоквиумы, контрольные работы, защиты творческих работ, взаимо- и самоконтроль, групповые формы проверки и оценки, феноменологические подходы к диагностике и оценке результатов обучении, при котором используются человеческие ресурсы учителя и ученика, их понимающее, «вчувственное» взаимодействие. Гипертрофированное же внимание к одной из форм контроля – экзамену – не позволяет учителю использовать оптимальный для каждого случая спектр форм контроля, диагностики и оценки. Перекос в сторону экзамена заставляет учителем менять поставленные цели обучения изучаемому предмету на сдачу ЕГЭ по этому предмету. Другой момент – методологический, связанный с границами применимости и целостностью контроля, для любого понятия, явления или закономерности существуют границы применимости. Для экзамена, в том числе и ЕГЭ, также есть свои границы и область применения, в которых он играет важную и нужную роль. Но лишь в своих границах, и не более того. Какова же эта область? Какую часть общеобразовательной подготовки проверяет или должен проверять ЕГЭ?
Некоторые разработчики ЕГЭ считают, что экзамен охватывает проверкой около 70 % образовательных стандартов. С этим трудно согласиться, ЕГЭ не проверяет достижения значительного числа общеобразовательных целей и задач. Многие умения, навыки, компетенции вообще невозможно проверить с помощью тестов. Сформированность ряда понятий, владение такими способами деятельности, как коммуникативные, ценностно-смысловые, невозможно проверить на бумаге.
Кроме того, у каждого ученика, учителя, школы есть свои ожидания и законодательно закрепленное право на свой компонент в общем среднем образовании. Согласно той же «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ученики могут учиться по индивидуальным образовательным программам, выбирать дополнительные курсы, накапливать личный портфель достижений по изучаемым предметам. Все это также нуждается в системе контроля, но ЕГЭ этого не проверяет.
Поэтому актуальна проблема определения роли и места ЕГЭ в системе других форм контроля. И нельзя придавать результатам ЕГЭ внимания больше, чем они заслуживают. Так же, как и нельзя считать результаты исследования P1SA и других международных систем мониторинга единственным основанием для оценки результативности национальных образовательных систем.
С ЕГЭ не совместим компетентностный подход, который также входит в число основных направлений модернизации отечественного образования. Действительно, провозглашаемые в компетентностном подходе образовательные результаты не поддаются формальным критериям, на которых построены шесты. Наоборот, диагностика развития компетентностей предполагает личностную, субъективную диагностику и оценку, деятельностный подход, создание определенных ситуаций применения знаний и способностей на практике. То есть компетентностный подход противоположен логике контроля в системе ЕГЭ. Эти два направления модернизации образования на данный момент не согласованны. Такая несогласованность ставит учеников и их педагогов, ориентированных на ключевые компетенции и соответствующее оценивание результатов, в ситуацию самоопределения: готовиться к ответам на тесты единого экзамена или готовиться к деятельности в реальной жизни.
Проблема области применимости того или иного дидактического элемента выводит нас на другую методологическую проблему обоснования и проектирования образования – его целеполагания. Проверяться должно не усвоение содержания образовательных стандартов, а степень достижения образовательных целей. Что планируется, то и проверяется. Но нынешние образовательные стандарты далеко не во всем соответствуют целям образовании, например тем, которые прописаны в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». Да и сами цели носят часто неоперациональный, лозунговый характер типа «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков...». Проверить достижение таких целей практически невозможно.
Таким образом, мы приходила к исходной проблеме – целеполаганию. Основы любой деятельности, в т.ч. образовательной, лежат не в ее содержании, а в смыслах и целях. Лишь после тщательной постановки и согласования целей устанавливаются задачи, отбирается содержание, формы, методы, система контроля и оценки результатов.
Что же касается института целеполагания в образовании, он как отсутствовал раньше (его заменяли партийные установки), так отсутствует и поныне. И пока потребность исследования целей образования не станет государственной проблемой, пока не будут выполняться разработки таксономии целей, подобно той, которую в свое время сделал Б. Блум, ситуация будет оставаться на уровне споров о том, надо изучать в школе то или иное понятие (формулу, произведение…) или нет. Именно цели должны давать ответы на подобные вопросы. Например, если поставлена цель формировать коммуникативные навыки у детей, то именно для этого должно отбираться соответствующее содержание образования, примениться адекватные виды деятельности и контроля.
Сегодня же система целеполагания не сбалансирована с системой контроля результатов. Например, в целях могут быть указания на необходимость подготовки учащихся к жизни в информационном мире или воспитания их бережного отношения к природе, а в ЕГЭ эти цели проверяются в лучшем случае на уровне выбора «правильного» ответа. Поставить в тесте «галочку» и реально убрать за собой мусор на лужайке – это разные вещи. Форма ЕГЭ ориентирует учиться для «галочки».
Отсутствие научно-педагогической обоснованности такого нововведения, как ЕГЭ, приводит не только к образовательным, но и экономическим проблемам. Финансовых средств, выделяемых на организацию ЕГЭ, вероятно, хватило бы для того, чтобы сделать высшее образование в России общедоступным для всех желающих Известно, что скоро число выпускников школ станет меньше числа мест в вузах.
С точки зрении педагогической инноватики правильнее было бы, во-первых, поставить задачу разработки общей системы контроля результатов средней школы. Во-вторых, определить, какое место в рамках этой системы занимает ЕГЭ. И лишь затем осуществлять нововведение. Однако эта работа не ведется. В результате разработка контрольно-измерительных материалов (КИМов), технологии проведения и проверки результатов единого экзамена, его финансирования, не основывается на прочных научных основаниях и заранее разработанной концепции.
ЕГЭ оказался символом государственной ставки не на многообразие проявления личностных качеств и способностей, а на единую для всей страны «модель идеального выпускника». Задача науки, в т.ч. и педагогической инноватики, – изменить сложившуюся ситуацию, обосновать и предложить пути человекосообразных, научно обоснованных изменений в образовании.
Решение рассматриваемой проблемы видится в создании национальной системы образовательного целеполагания и соответствующей системы контроля образовательных результатов. Разработка обеих систем в качестве педагогических новшеств предполагает также конструирование инновационного механизма их внедрения и освоении.
Профильное обучение в старших классах
Реализация в российской школе профильного обучения является одним из крупных нововведений. Масштаб планируемых и ожидаемых последствий обязывает вдумчиво отнестись к основаниям проектирования и технологии деятельности будущей профильной школы. Разработка системы профильного обучения должна происходить с учетом системного фактора планируемых изменений. Нужны действенные способы решения проблем, связанных со стандартами для профильной школы, с единым государственным экзаменом, изменениями в содержании образовательных областей, типологией учебник курсов.
Предполагается, что профильная школа позволяет преодолеть разрыв между требованиями вуза и возможностями системы общего образования. В обычных классах среди старшеклассников с разнонаправленными интересами нелегко организовать эффективное обучение. Инновационные методики решают эти проблемы. Но традиционные методы позволяют достигать этого путем отбора содержания образования. Для этого необходим относительно однородный по интересам и подготовленности класс.
Одна из актуальных проблем профилизации образования – несоответствие между целями и результатами предстоящей работы. В утвержденной Минобразованием концепции профильного обучения декларируется задача «более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся». Но эта задача наиболее эффективно решается не путем профилизации, а путем индивидуализации обучения. Для того чтобы ввести индивидуализацию в мировом и отечественном педагогическом арсенале, есть достаточное число необходимых моделей и технологий обучения. Конечно, управлять индивидуализацией обучения контролирующим органам труднее, чем ограниченному числу профилей. Поэтому, наверное, и предлагается не школа индивидуального развития, а школа профильного обучения. Но и в этих условиях, если понимать индивидуализацию как максимальную степень профилизации, можно добиваться решения поставленной задачи.
Одной из задач введения профильного обучения называют подготовку старшеклассников к поступлению в вузы. Такая задача противоречит личностно ориентированному направлению «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». Профильность необходима не ради подготовки и вуз, а для более полной самореализации образовательного потенциала школьника. А вуз – только одна из форм его последующего образования, но не сущностная цель.
Критики профильности обучения называют и качестве его недостатка потерю энциклопедичности. Однако недостаток вводимого профильного обучения – не в потере энциклопедичности, а и односторонности образования. У учеников, выбравших профиль, не остается возможности общения с талантливыми учителями непрофильных предметов; например, на физико-математическом профиле не будут вести занятия талантливые историки или литераторы. Лучшие учителя, как правило, оказываются именно и профильных классах. В результате у учащихся профильных классов уменьшаются общеобразовательные возможности, снижается личностная составляющая их образования.
Заданная административно профильность уменьшает возможность выбора школам своего варианта обучения. Пока еще школы сами выбирают «профильный» путь либо от него отказываются. Если же для школ будет оставлено 3-5 вариантов профильности, да еще детально регламентированных, возможности выбора будут существенно ограничены.
Ведется не только организационная, но и научная деятельность в области профильного обучении, предлагаются различные модели профильности, и т.ч. в сельских школах. В то же время до сих пор не решены принципиальные педагогические проблемы. Например, проблема системности нововведений. Единый экзамен в профильной школе не может быть единым. Это уже следует из понимания дефиниций данных понятии. Содержание единых экзаменационных материалов не может совпадать с содержанием профильных программ обучения.
Если ЕГЭ как элемент системы диагностики и оценки образовательных результатов не учитывает (не проверяет, не оценивает) результатов профильной образовательной траектории ученика, тогда он может выступать диагностическим или оценочным инструментом. Кроме того, в стремлении объективировать итоговый контроль ЕГЭ отодвигает субъективность ученика и учителя – главных участников образовательного процесса, что противоречит личностной ориентации обучения, декларируемой и Концепции модернизации образования.
Методологической основой проектирования системы профильного обучения должны выступать принципы осмысленности и системность. Согласно этим принципам необходимо искать, выявлять и формулировать смысл происходящего или предлагаемого, причем в определенной системе. Фиксировать выявленный смысл необходимо для того, чтобы затем разработчики и реализаторы новшества могли самоопределиться по отношению к нему. После выявления действительного смысла изменений для всех субъектов образования необходимо действовать в соответствии с ним. Смысл должен быть ясен, понимаем и личностно принимаем как учеными-разработчиками, так и педагогами-экспериментаторами. Если не получается воплощать желаемое обновление в полной мере, то делать задуманное надо не частично, а системно, стараясь извлекать максимальную пользу из имеющихся условий. Тогда есть шанс, что даже неблагоприятные внешние факторы будут преобразовываться в благие и осмысленные направления деятельности.
Заметим, что проблема рассогласования целей и результатов решается с помощью рефлексии. Рефлексия заставляет сопрягать декларируемые цели деятельности и ее реальные или прогнозируемые «плоды».
Национальный проект «Образование»
Объявленный и реализуемый в настоящее время приоритетный национальный проект «Образование», к сожалению, до сих пор не имеет научно-педагогического обоснования и практически не связан с ключевыми задачами модернизации российского образования, сформулированными в предыдущих государственных документах. По состоянию на 2007 г. в проекте содержатся локальные, разрозненные меры, предположительно пролоббированные отраслевыми интересами околообразовательных групп. Запланированные в нем меры не предполагают изменения качества образования и ограничиваются лишь распределением призовых денег и техническим оснащением школ. Политическая составляющая национального проекта «Образование» преобладает над собственно образовательной и научно-педагогической. Рассмотрим пример необоснованной постановки одной из задач проекта – подключение всех школ к Интернету.
В сентябре 2006 г. стартовала программа подключения образовательных учреждений Российской Федерации к Интернету в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Поставлена задача до конца 2007 г. подключить к сети 52940 школ. В 2006-2007 гг. на эти цели выделено 3 млрд. рублей.
Подключить все российские школы к сети Интернет - благородная задача. Однако известно, что техническая обеспеченность нововведении составляет около 20 % от общего бюджета. Остальные 80 % требуются для разработки специальных учебных программ, методик, средств обучения, подготовки кадров, сопровождения этого… Этих средств в данном проекте не предусмотрено. Откуда возьмутся недостающие 80 %, чтобы проведенный в школы Интернет заработал в учебном процессе? В национальном проекте не поставлено целей, направленных на изменение качества образования с помощью Интернета. Ошибка в данном направлении модернизации та же, что и в предыдущих, – отсутствие системности и научно-педагогической обоснованности программы.
Как и почему образовался разрыв между учеными и чиновниками в вопросах модернизации образования? Не берясь охватить все истоки этой проблемы, попробуем назвать некоторые причины.
Во-первых, академическая наука в России – явление довольно уникальное. Во многих других странах наука сосредоточена главным образом вокруг университетских центров, а не обособлена в отдельных институтах. В научной концентрации наша сила, хотя сегодня эта сила несколько утратила свой потенциал. Академическая самобытность педагогической науки воспринимается в обществе и в среде управленцев неоднозначно, подчас довольно критически. И этому есть справедливые основания. Педагогическая наука отстает от нужд практики, организация деятельности научно-исследовательских институтов происходит так, как это было в советские времена, без привязки к реальным потребностям реальных людей – потребителей образовательных и научных услуг.
Во-вторых, вина педагогической науки в том, что она не занимается в должной мере разработкой прикладной инноватики, которая в каждой предметной сфере исследовала бы закономерности и процессы внедрения и освоения образовательных новшеств. Данная проблема отражается и в характере планирования научных исследований академических институтов, в их отрыве от жизненных реалий, в формальном отношении к ежегодным планам и отчетам. Современной педагогической науке необходим современный менеджмент, повышающий ее роль среди других сфер, связанных с образованием.
В-третьих, сегодня в целом происходит снижение качества научных исследований. Увеличение числа диссертационных работ не всегда сопровождается повышением их уровня. Большой процент диссертации выполняется не для того, чтобы решить актуальную проблему, а для получения их авторами ученых степеней.
Проблема «отделения науки от государства» не имеет однозначного виновника. Не только чиновники-бюрократы являются причиной бедственного положения науки и ее игнорирования на государственном уровне. Жизнь в современном мире требует изменений, вносимых наукой, в т.ч. педагогической.