Этапы инновационной педагогической деятельности

Технология развития педагогических нововведений

Главным параметром и спецификой педагогических нововведе­ний является процесс перевода образовательной системы из одно­го состояния в другое. Каковы закономерности этого процесса?

По мнению В.Л. Аношкиной и С.В. Резванова, особенностью большинства нововведений является противоречие между конк­ретными изменениями, вносимыми в данную систему, и ее ус­тойчивостью, сохранением ее в виде целого.

Сложившиеся цели и связи имеет каждый объект. Функциони­рование объекта – это цикличное воспроизводство действий. Эффективность его зависит от регyлярности. Нововведение же препятствует такому функционированию, требуя его перестройки. Такое противоречие свойственно взаимодействию всякого педа­гогического нововведения со средой его реализации.

Педагогические и образовательные инновации не появляются «просто так», только по желанию педагога или образовательного работника, «они не есть только проявление их творчества, они представляют собой момент развития педагогической или образо­вательной системы.

Чтобы педагогическая или образовательная инновация была воспринята системой, стала ее частью, она должна ей соответ­ствовать... Педагогические инновации рождаются в образова­тельной системе как момент проявления закона ее волновой предадаптации к изменяющейся внешней среде (к ее импуль­сам): социальной, образовательной, экономической, психоло­гической, демографической, организационной, научно-педа­гогической...».

Отношение образовательной системы к инновациям характеризуется понятием инновационной восприимчивости.

Образовательная система имеет определенные типы иннова­ционной восприимчивости: научно-техническую, экономическую, социальную, психологическую, организационную и педагогиче­скую. Инновационная восприимчивость педагогических систем (пе­дагога, директората или ректората, педагога, человека) происхо­дит под инновационным давлением, которое представляет собой функцию от областей возможности и способности системы.

Каким же образом конструировать и сопровождать педагоги­ческие нововведения, чтобы они соответствовали потребностям инновируемой образовательной системы? Рассмотрим данный вопрос в ракурсе инновационной педагогической деятельности.

Исследователи инновационной педагогической дея­тельности выделяют следующие три этапа этой деятельности.

1 этап – зарождение инновации. Этот этап обусловливается за­коном цикловой повторяемости педагогической инновации: но­вое возрождение старого в новых условиях – гимназий, лицеев, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современ­ных педагогических проблем.

2 этап – освоение педагогических инноваций. Для данного этапа характерна тенденция усиления потребностей в новом педаго­гическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.

Первая схема

1.Формулирование педагогической проблемы.

2.Анализ педагогической проблемы.

3.Анализ путей решения проблемы.

4.Выбор пути решения посредством введения инновации.

5.Прогнозирование последствий решения.

6.Апробация (возможен отказ от нововведения).

Вторая схема

1.Ознакомление с инновацией (первоначальная информация).

2.Появление интереса (поиск дополнительной информации).

3.Оценка инновации и решение освоить ее.

4.Апробация (возможен отказ от нововведения).

3 этап – «рутинизация», превращение инноваций в тради­цию, привычный способ деятельности. На данном этапе приме­нение инновации начинает носить массовый характер. Этот этап обусловливается двумя законами: законом финaльной реaлизации инновационной деятельности и законом стереотипизации педагогической инновации.

Рассмотренная структура инновационной педагогической дея­тельности не единственная. С.А. Шаронова считает, что процесс внедрения педагогических инноваций в практику может иметь иные этапы.

1.Первый этап нужен, чтобы определиться в выборе цели и средств инновационной деятельности, проводить анализ ситуа­ции в образовании на всех его уровнях: международном, уровнях страны, региона, конкретного образовательного учреждения.

2.Вторым этапом является выбор средств внедрения ин­новации. Под средствами подразумевают кадровую, материально­-техническую, финансовую и моральную базу образовательного уч­реждения, его юридический статус; ведение экспериментальной (исследовательской) работы. Результатами этапа являются созда­ние концепции инновации, определение объема последней и раз­работка технического задания на ведение исследовательской ра­боты в выбранном направлении инновационной деятельности.

3.Третий этап – разработка программы реализации экс­перимента и научно-методического обеспечения инновации. При разработке программы эксперимента особое внимание уделяется определению его этапов и критериев диагностики ожидаемых ре­зультатов, соотношению значимости и новизны этих результатов с имеющимся традиционным опытом. Научно-методическое обес­печение является как выражением содержания инновации, так и гарантом возможности ее реализации на практике. Результатами третьего этапа являются реализация программы педагогических инновации, создание их развитого научно-методического обеспе­чения и разработка рекомендаций по широкому использованию инноваций.

4.Четвертый, заключительный, этап – внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом эта­пе вырабатываются нормативы содержания, финансирования ее правового обеспечения инновации. Основным здесь является экс­пертиза результата инновационной деятельности, которая опре­деляет степень значимости и ценности инновации, уровни ее вне­дрения.

Перечисленные этапы инновационной педагогической деятельности предполагают традиционный подход «внедрения науки в практику». С учетом личностно ориентированной парадигмы об­разования необходимо планирование ситуаций включения субъек­тов инновационного образования в процесс его реализации и при необходимости – преобразования.