Инновационное обучение

Педагогическая инноватика

Под педагогической инноватикой чаще всего понимается уче­ние о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и использовании в практике. В педа­гогической инноватике в единстве отражаются ранее разъединен­ные в теории процессы: создания и открытия нового (новых педа­гогических идей, концепций, теорий, методов…); их сравни­тельной оценки в соответствии с имеющейся в обществе системой педагогических ценностей; освоения (принятие в систему ценностей или отрицание) и «внедрения» в практику.

Педагогическая инноватика рассматривается в качестве осо­бой самостоятельной отрасли педагогических наук, имеющего соб­ственный оригинальный объект, предмет и методы исследования. Согласно исследованиям, проведенным в НИИ теории и истории педагогики РАО, выделены следующие основные теоретические блоки этой дисциплины.

1.Педагогическая неология (учение о новом в педагогике, где систематизируются научные и опытные данные о процессе науч­но-педагогического творчества, его особенностях и главных результатах).

2.Сравнительная педагогическая аксиология (дисциплина рас­крывает специфику оценки и освоения педагогическим сообще­ством того, что возникает в педагогической теории и практике).

3.Инновационная праксиология (осмысление практики при­менения педагогических новшеств).

Одновременно с понятием «педагогическая инноватика» при­меняется понятие инновационная педагогика». Принципиальным отличием инновационной педагогики от нормативной В.И. Беля­ев называет их отношение к будущему. По его мнению, иннова­ционная педагогика ориентирована в будущее: ее «конечный про­дукт» – творческая личность, так как ее основоположная уста­новка – развитие «всех сущностных сил» ребенка для жизнедея­тель-ности в неизвестных и даже непредсказуемых ситуациях.

Инновационное обучение направлено на развитие личности учеников при помощи специально организуемых учителем педа­гогических, дидактических или методических изменений.

Одной из главных целей инновационного обучения является подготовка учащихся к самим изменениям как способу жизнедея­тельности в современном изменяющемся мире. В.Я. Ляудис рас­крывает значение понятия инновационного обучения следующим образом: «Во-первых, это целенаправленно проектируемый, осо­знанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культ уроло­гических знаний. Во-вторых, это организованная социальная си­туация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его осуществ­лении».

В то же время инновационное обучение решает задачи и сугубо предметные, например: добиться формирования у школьников определенных компетентностей, повысить их успеваемость, реа­лизовать исследовательский или эвристический подход к изуче­нию дисциплины.