Педагогическая инновация

Инновационная доктрина

По отношению к образованию инновационная доктрина понимается как система базовых положении, выработанных руко­водством государства или его региона и определяющих политику в данном направлении. В инновационной доктрине должны быть определены:

1) объект, в котором происходит обновление (образователь­ные области, учебные предметы; регионы, в которых планируют­ся нововведения…);

2) предмет воздействия, т.е. что обновляется (цели, стандар­ты, структура и содержание образования, педагогическая техно­логия, система диагностики и контроля, образовательные ресур­сы, система управления, организационная структура…) и на основе чего (на основе каких целей, принципов, концепций);

3) результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации.

Порядок выработки инновационной доктрины подчиняется принятым в инноватике положениям. Например, на уровне государства собираются предложения общества, специалистов, уче­ных; после анализа предложений вырабатывается проект, кото­рый апробируется в обществе; согласовывается с законодатель­ной и исполнительной властью; фиксируется в виде обязательно­го для исполнения акта; затем ведется мониторинг исполнения, коррекции запланированных действий.

Инновационной доктрины в области образования в России на сегодня не существует. Имеется «Национальная доктрина образо­вания в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.

В определенной степени роль инновационной доктрины вы­полняла «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», в которой изложены новые социальные тре­бования к системе российского образования. Например: «Разви­вающемуся обществу нужны современно образованные, нрав­ственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятель­но принимать ответственные решения в ситуации выбора, про­гнозируя их возможные последствия, способны к сотрудниче­ству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивно­стью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Однако в последние годы концепция модернизации рос­сийского образования исчезла из поля зрении Министерства об­разовании и науки РФ, которое стало ориентироваться на при­оритетный национальный проект «Образование», реализующий в основном политические, экономические и материально-техниче­ские задачи.

Инновация, как уже отмечалось, означает обновление, новин­ку, изменение. Педагогическая инновация – это изменение, на­правленное на улучшение развития, воспитания и обучения школь­ников. Синонимом понятия «педагогическая инновация» является понятие «инновация в образовании».

Содержание понятия «педагогическая инновация» находится в стадии становления и имеет неоднозначное толкование у разных ученых. Например, Н.Р. Юсуфбекова считает, что содержание педагогических инноваций включает три блока понятий и идей.

В первом блоке раскрываются особенности создания пе­дагогических новшеств, их источники, классификация, критерии новизны.

Во втором блок исследуются проблемы восприятия, оцен­ки и освоения педагогическим сообществом возникающих нов­шеств.

В третьем блоке обобщаются данные о применении но­вого в образовании.

П.Г. Щедровицкий считает, что понятие «инновация» в сис­теме отечественного образования используется в следующих пяти смыслах.

1.Изменение психологического климата в учебном заведении, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования, характерными для 80-х гг. прошлого века, когда возникло движе­ние педагогов-новаторов.

2.Внедрение и распространение уже давно разработанных пе­дагогических систем (М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, система В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина).

3.Разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в школах, которые занимаются инновационной деятель­ностью и вынуждены постоянно преодолевать возникающие про­тиворечия.

4.Втягивание инновационными школами в свою орбиту новых финансовых, информационных, социокультурных структур и ме­ханизмов.

5.Педагогическая деятельность приобретает характер устойчи­вой творческой деятельности и оказывает положительное влия­ние на все компоненты учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, понятие «педагогическая инновация» пока не имеет однозначно воспринимаемого содержания и продолжает исследоваться в многообразии своих аспектов. Между тем термин «педагогическая инновация» введен в категориальный аппарат педагогики.