Новшество

Новое, новизна

Основные понятия педагогической инноватики

Словарь С.И. Ожегова предлагает следующее определение по­нятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый». В этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое но­вое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образователь­ной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения но­вого в образование, также относятся к области педагогической инноватики.

Новизна – один из основных критериев оценки педагогиче­ских исследований, результат нововведения. Новизна всегда отно­сительна как в личностном, так и в объективно-времен-ном плане.

То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.

Новшество, инновация, нововведение – трактовки этих поня­тий разными авторами оказываются различны.

Новшество в образовании – это может быть педагогическое средство, метод, методика, технологии, программа... Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изме­нение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.

Н.Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает «та­кое содержание возможных изменений педагогической действи­тельности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образовании состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспи­тания».

М.М. Поташник и О.Г. Хомерики пишут, что новшество – «это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа...), а инновация – это процесс освоения этого средства».

В.С. Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и ново­введение – это тождественные понятия. Они рассматривают но­вовведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество.

Если новшество – это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) – это реализованное изменение, став­шее из возможного действительным».

Следует различать новшества и нововведения. Если под педаго­гическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, тех­нологию или систему, то нововведением в этом случае будет про­цесс внедрении и освоения этого новшества. Новшество – нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработан­ное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение – это продукт освоения и внедрения новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

По отношению к новшествам инновационный процесс опре­деляется как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой, или, наоборот, устареть.

Новшество новшеству – рознь. Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. Перечислим уровни новшеств в образовании.

1.Усовершенствование – изменение одного или более элемен­тов образовательного процесса; приспособление известной мето­дики к новым условиям учебной деятельности.

Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.

2.Рационализация – установление нового правила использова­ния известных педагогических средств для решения традиционных задач.

Пример: завуч составляет и старших классах расписание заня­тий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновре­менной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2­3 предметам вместо 5-7.

3.Модернизация – изменение нескольких элементов действую­щей образовательной системы.

Пример: изменение структуры общего среднего образования – вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.

4.Эвристическое решение – отыскание способа решения извест­ных педагогических проблем; создание и использование неизвест­ных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.

Пример: методика опорных конспектов IIIатaлова – способ изучения того же объема традиционного материала за менее дли­тельное время.

5.Педагогическое изобретение – новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществ­ления образования. Педагогическое изобретение может быть ком­бинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.

Пример: система «погружения» М.П. Щетинина.

6.Педагогическое открытие – постановка и решение новой пе­дагогической задачи, приводящей к принципиaльному обновле­нию образовательной системы в целом или существенному улуч­шению ее составляющего элемента.

Примеры: концепция и технология личностно ориентированно­го образования; Вaльдорф-ская школа; ТРИЗ-педагогика; дидак­тическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий.