Сущность педагогической инноватики: внедрение или выращивание?
Смысл, цели и задачи педагогической инноватики
Еще совсем недавно ученые придавали педагогической инноватике приоритетное общественное значение. Например, Н.Р. Юсуфбекова под педагогической инноватикой предложила понимать учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике. В современной педагогике такое понимание противоречит получившей в последние годы развитие личностно ориентированной парадигме, повышающей роль субъекта в проектировании своего образования. С данной точки зрения нецелесообразно механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Учитывая человекоориентированную сущность современной педагогики, мы определили объект и предмет педагогической инноватики не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образованиям, происходящего с их участием. Это главный принцип гуманистически ориентированной педагогической инноватики.
Итак, что же такое педагогическая инноватика? Педагогика имеет дело с образовательными процессами, в которых участвуют учащиеся и педагоги. Все остальные изменения – модернизация образования, изменение продолжительности среднего или высшего образования, доступ школ к интернету – это только средства, которые могут приводить к главной педагогической миссии – прогрессивным личностным изменениям учащихся и педагогов.
Педагогическая инноватика направлена на выполнение общечеловеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образовании, но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен, прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в т.ч. и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколениям, образовательный процесс всегда сопровождается внесением нового. Изменениями в образовании и занимается педагогическая инноватика, выполняя тем самым функцию педагогической связи времен.
Учитывая изложенное, сформулируем следующее определение. Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а такте обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Из данного определения вытекает главная цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближения к реализуемой сущности образовывающегося человека – носителя и реализатора культурологической связи времен.
Можно считать, что педагогическая инноватика отвечает за характер изменения образовании во времени. Именно изменения в образовании, а не само образование являются предметом исследования в педагогической инноватике. Причем изменение рассматривается во всей его полноте – от выявления причин естественно происходящих в образовании изменений до искусственного проектирования и внедрения педагогических новшеств, обнаружения закономерностей инновационных процессов.