Сущность педагогической инноватики: внедрение или выращивание?

Смысл, цели и задачи педагогической инноватики

Еще совсем недавно ученые придавали педагогической иннова­тике приоритетное общественное значение. Например, Н.Р. Юсуф­бекова под педагогической инноватикой предложила понимать учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освое­нии педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике. В современной педагогике такое пони­мание противоречит получившей в последние годы развитие лич­ностно ориентированной парадигме, повышающей роль субъек­та в проектировании своего образования. С данной точки зрения нецелесообразно механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпри­нимательстве или производстве. Учитывая человекоориентирован­ную сущность современной педагогики, мы определили объект и предмет педагогической инноватики не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образованиям, происходящего с их участием. Это главный принцип гуманистически ориентированной педагогической инноватики.

Итак, что же такое педагогическая инноватика? Педагогика имеет дело с образовательными процессами, в которых участвуют учащиеся и педагоги. Все остальные изменения – модернизация образования, изменение продолжительности среднего или выс­шего образования, доступ школ к интернету – это только средства, которые могут приводить к главной педагогической миссии – прогрессивным личностным изменениям учащихся и педагогов.

Педагогическая инноватика направлена на выполнение обще­человеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом об­щества и личности на изменение системы образовании, но и не­обходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен, прошлого и будущего, реализуется чело­веком, его деятельностью, в т.ч. и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколе­ниям, образовательный процесс всегда сопровождается внесени­ем нового. Изменениями в образовании и занимается педагогическая инноватика, выполняя тем самым функцию педагогичес­кой связи времен.

Учитывая изложенное, сформулируем следующее определе­ние. Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, за­кономерности возникновения и развития педагогических иннова­ций в отношении субъектов образования, а такте обеспечиваю­щая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Из данного определения вытекает главная цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное из­менение образования в интересах его приближения к реализуе­мой сущности образовывающегося человека – носителя и реали­затора культурологической связи времен.

Можно считать, что педагогическая инноватика отвечает за характер изменения образовании во времени. Именно изменения в образовании, а не само образование являются предметом исследования в педагогической инноватике. Причем изменение рассмат­ривается во всей его полноте – от выявления причин естественно происходящих в образовании изменений до искусственного про­ектирования и внедрения педагогических новшеств, обнаруже­ния закономерностей инновационных процессов.