К истории введения инноватики в образование

Предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании

НАЧАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ

Понятие «инноватика» появилось более 100 лет назад в культу­рологии и лингвистике при описании процессов культурной диф­фузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале ХХ в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в разви­тии экономических систем (1911).

В 1930-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш вве­ли в научный оборот и сам термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытии в новой технологии или продукте. С этого времени термин «инновация» и сопря­женные с ним термины («инновационный процесс», «иннова­ционный потенциал») приобрели статус общенаучных категорий и обогатили понятийно-терминологические системы многих наук.

Первоначально предметом изучения инноватики были эконо­мические и социальные закономерности создания и распростра­нения научно-технических новинок. Но довольно быстро интере­сы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и прежде всего нововведения в организациях и на предприятиях.

В 1960-1970-е гг. интенсивно разворачиваются исследования нововведений, осуществляе­мых фирмами в целях завоевания рынков сбыта. За рубежом превращение достижений науки и технологии в рыночный продукт рассматривается как большой бизнес (до 1 трлн. долларов в год). Но есть и другая причина. Без новой конкурентоспособной продукции не может работать про­изводитель, если не хочет отстать и потерять свой сегмент рынка.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область ис­следований на стыке философии, психологии, социологии, тео­рии управления, экономики и культурологии. К 1970-м гг. наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Появи­лось понятие «инновационное общество», определяющее вектор развития современного постиндустриального мира.

В России становление инноватики как науки происходит сна­чала в рамках построения оснований научно-технического про­гресса. По мнению исследователя инноваций А.И. Пригожина, «вы­деление нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось у нас с исследований социальных последствий автоматизации производства. Специализация в области инновати­ки состоялась у нас с запозданием». Инновации присущи любому образованию и являются одной из его закономерностей, это ха­рактерная черта мировой педагогики. С данной точки зрения, в России инновационная педагогическая деятельность осуществля­лась не только в последние 20 лет, но еще в советское время, хотя и происходила регламентированно, главным образом на базе экс­периментальных школ.

Педагогические инновационные процессы стали предметом спе­циального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы.

В последние 20 лет проблематика нововведений в области об­разования стала рассматриваться в работах отечественных педаго­гов и психологов: Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кла­рина, В.С. Лазарева, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Поля­кова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой...

К началу XXI в. инноватика в образовании постепенно сфор­мировалась как новая отрасль научно-педагогического знания, изучающая новые технологии, процессы развития школы, прак­тику образования. Сегодня педагогическая инноватика – это сфе­ра науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех ос­новных элементов инновационного процесса в сфере образова­ния: создания педагогических новшеств; их внедрения и освое­ния; применения и распространения.