Разбор учений
Методика проведения учений
Учения следует начинать с оповещения и сбора личного состава, вывода техники и проверки их готовности к действиям.
После вручения тактических заданий (приказов, распоряжений) или вводных командирам предоставляется время, необходимое для уяснения полученной задачи подчиненным.
Решение командира формирования на организацию спасательных работ заслушивает и утверждает руководитель учения.
В случае если командир принял недостаточно обоснованное решение, руководитель (посредник) путем постановки дополнительных вопросов побуждает его лучше оценить обстановку, и принять более целесообразное решение. В случае необходимости руководитель (посредник) может объявить частный отбой, разобрать допущенные ошибки, уточнить решение по обстановке и потом продолжать учение.
Для наращивания обстановки руководитель лично или через посредников объявляет новые вводные, имитирует пожары, аварии, увеличивает количество пострадавших, говорит о выходе из строя техники.
Такими действиями от командиров формирований добиваются осуществления маневра силами и средствами с учетом изменения обстановки, принятия новых решений для проведения АСДНР в более высоком темпе, с предельным использованием всех возможностей, проявления инициативы и находчивости.
Нельзя забывать о постоянном и тесном взаимодействии между формированиями. Оно должно поддерживаться и осуществляться в интересах тех подразделений, которые в данный момент решают главные задачи по спасению и защите людей, попавших в беду.
Кроме того, обращается внимание на поддержание устойчивой связи с руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации и взаимодействующими формированиями.
Заканчивается учение объявлением о завершении аварийно-спасательных работ.
По окончании руководитель дает указание о проверке личного состава и техники, приведении в порядок района учения, а также о месте и времени разбора. После прибытия формирований на место и доклада командиров руководитель объявляет отбой учению.
Это заключительная часть учения. Его цель состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа подвести итоги и определить степень достижения учебных целей и выполнения задач.
Разбор проводит руководитель на основе предварительно подготовленных материалов и представленных посредниками фактических данных о результатах действий формирований в ходе учения.
В начале разбора излагаются тема, учебные цели, тактическая обстановка, основные требования руководящих документов, относящиеся к теме учения. После этого разбираются конкретные действия командиров и личного состава формирований по этапам учения. Особое внимание при этом обращается на:
- правильность и целесообразность принимаемых решений, четкость и своевременность постановки задач на организацию АСДНР;
- умелое ведение разведки и ее результативность;
- поддержание непрерывного взаимодействия между всеми формированиями и подразделениями, привлекавшимися на учения;
- организованность и своевременность выдвижения формирований к объектам работы;
- результаты практических действий, эффективность использования средств механизации и техники, своевременность и качество материально-технического обеспечения, соблюдение требований техники безопасности.
В конце разбора руководитель определяет степень достижения учебных целей, дает общие оценки действиям формирований. Далее отмечает недостатки и указывает, на что нужно обратить внимание в ходе дальнейшей подготовки как командно-начальствующего, так и рядового состава формирований.
Разбор может проводиться непосредственно на месте учения со всеми участниками (если имеется такая возможность) или отдельно с командно-начальствующим составом. В этом случае руководители формирований (служб) и посредники проводят частные разборы со всем составом каждого формирования.
В целях распространения опыта конкретного учения и доведения его до большего числа командно-начальствующего состава на разбор могут привлекаться командиры формирований, не участвовавших в учении.