Мероприятий в мирное время

Организация и выполнение эвакуационных

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решение задач, связанных с проведением эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, возлагается на республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы. Непосредственно этим занимаются КЧС, эвакуационные органы соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов и объектов экономики, а также городские и районные отделы по ЧС.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение, химическое заражение местности, стихийное бедствие природного характера), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие виды эвакуации населения: заблаговременная, экстренная.

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится заблаговременная эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная эвакуация. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения населения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

В случае проведения локальной эвакуации население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или в не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

При местной эвакуации население размещается в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.

При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, профессионально-технических училищ, лицеев, колледжей.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям (нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения, химическое и радиоактивное заражения).

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по решению начальника дежурно - диспетчерской службы ПОО.

По решению НГО территорий эвакуация может, осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуируется транспортными средствами, пешим порядком или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимися транспортными средствами. При этом транспортными средствами планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.

При наличии соответствующих международных соглашений размещение эвакуируемых граждан Республики Беларусь может производиться на территории других сопредельных государств. В свою очередь, территория Республики Беларусь может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. При этом взаимодействие компетентных органов сотрудничающих государств основывается на нормах международного права, условиях двусторонних или многосторонних международных соглашений, законодательства Республики Беларусь.