Организация работы комиссий по чрезвычайным ситуациям в режиме повседневной деятельности

В составе КЧС могут быть образованы подкомиссии для предупреждения и ликвидации ЧС:

- связанных с подтоплением, паводком, другими стихийными бедствиями на территории областей Республики Беларусь и эпидемиями сельскохозяйственных животных;

- на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, речном) при перевозке опасных грузов;

- на промышленных, энергетических объектах, продуктопроводах;

- на объектах жилищно-коммунального хозяйства, мостах, виадуках, строительно-монтажных комплексах;

- связанных с резким изменением медицинской и экологической остановок.

Также может быть создана подкомиссия по обеспечению работы комиссии по чрезвычайным ситуациям (транспортом, связью, материально техническими и др. средствами).

Руководство подкомиссиями возлагается на заместителей председателей облисполкомов, которые своим решением обязаны определять необходимый персональный состав подкомиссии, привлекаемые силы и средства.

У каждого члена комиссии должна быть своя папка по действиям в различных ЧС и действиям его службы в них.

Для решения задач по эвакуации, отселению или приему населения создается эвакокомиссия области.

Руководители предприятий, организаций, учреждений, получившие распоряжение от председателя комиссии (подкомиссии) по ЧС, обязаны выполнять его в точности и в сроки, указанные в нем, а после выполнения доложить об этом лицу, отдавшему это распоряжение.

К лицам, игнорирующим выполнение данного распоряжения в ходе ликвидации ЧС, председатель комиссии имеет право применить административные меры взыскания вплоть до отстранения от работы и передачи дела в правоохранительные органы.

Основные, направления деятельности КЧС:

1. По предупреждению возникновения ЧС:

- контроль за радиационно, химически, взрыво, пожароопасными и другими опасными объектами;

- надзор за безопасным ведением работ в промышленности, энергетике и на транспорте;

- мониторинг природной среды;

- прогнозирование возможности возникновения техногенных ЧС, а также опасных природных явлений;

- экспертиза безопасности проектов создания производственных и иных объектов, их экологическая экспертиза;

- лицензирование деятельности, связанной с созданием и функционированием объектов промышленности, хозяйственной и социальной инфраструктуры с точки зрения их техногенной и экологической безопасности;

- совершенствование технологических процессов и повышение их надежности с целью охраны окружающей среды, безопасности производства и персонала;

- создание эффективных систем технологического контроля и диагностики, безаварийной остановки производства, подавления аварийных ситуаций;

- проведение технических и других мероприятий, направленных на предотвращение опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося потенциала;

- проведение санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-эпизоотических и других профилактических мероприятий инфекционной заболеваемости, в т.ч. локализация или подавление природных очагов инфекции, вакцинации и др.;

- контроль реализации мероприятий по предупреждению ЧС.

2. По снижению ущерба от ЧС:

- прогнозирование опасных природных явлений и экологической обстановки;

- прогнозирование потерь и ущерба при возможных ЧС;

- экспертиза проектов создания производственных и иных объектов с точки зрения минимизации их ущерба и сохранения устойчивости функционирования при вооруженных конфликтах, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

- рациональное размещение производительных сил объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры с точки зрения обеспечения их военной, техногенной, природной и экологической безопасности;

- планирование и осуществление предупредительных мер по защите населения, персонала, природной среды, а также, ИТМ ГО и мероприятий по охране и технике безопасности;

- создание и поддержание в готовности убежищ и укрытий, для населения и персонала;

- проведение мероприятий по повышению физической стойкости особо опасных объектов, защите уникального оборудования и государственных ценностей;

- создание защитных гидротехнических и других инженерных сооружений;

- проведение санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-противоэпизоотических мероприятий и другой профилактики инфекционной заболеваемости, в т.ч. локализация или подавление природных очагов инфекции, вакцинация и др.;

- моделирование катастроф и картирование постоянно затопляемых, экологически неблагополучных районов;

- создание систем оповещения населения и органов управления;

- создание и использование локальных систем обнаружения и автоматического (автоматизированного) оповещения об авариях и природных явлениях с быстро распространяющейся опасностью;

- заблаговременная эвакуация или отселение населения из потенциально опасных или неблагоприятных зон;

- контроль проведения мероприятий по профилактике потерь и ущерба.

3. По ликвидации ЧС:

- подготовка населения, должностных лиц, органов управления и формирований к действиям в ЧС;

- поддержание в готовности органов, пунктов и систем управления, сил и средств;

- создание резервов материальных и финансовых средств на случай ликвидации ЧС;

- планирование действий и организация заблаговременного взаимодействия органов управления и сил, предназначенных для проведения АСДНР;

- аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

- своевременное оповещение населения и органов управления о ЧС, обстановке и рекомендованных действиях граждан;

- разведка, оценка обстановки и краткосрочный прогноз ее развития;

- сбор информации, оперативное, планирование, определение потребных сил и средств, непрерывное управление работами и их координация, принятие оперативных решений;

- оцепление запретной зоны, охрана общественного порядка в пострадавшем районе и соблюдение режима доступа в него;

- разбронирование материальных средств, содержащихся в резерве;

- обеспечение населения средствами профилактики и защиты, локализация или подавление очага поражения;

- укрытие, розыск, извлечение, спасение людей;

- медицинская помощь и эвакуация пострадавших;

- неотложные монтажно-восстановительные работы и обезвреживание источников вторичной опасности;

- возведение временных инженерно-технических защитных сооружений;

- дегазация, дезактивация, очистка, обезвреживание, обеззараживание;

- разработка, разборка завалов, прокладка путей;

- захоронение погибших;

- санитарные и противоэпидемиологические мероприятия;

- противоэпизоотические, ветеринарно-профилактические и ветеринарно-санитарные мероприятия;

- получение, учет, доставка, распределение средств, поступивших в виде помощи;

- первоочередное жизнеобеспечение населения.

КЧС в режиме повседневной деятельности периодичёски проводит заседания, проверки и другие работы, направленные на предотвращение ЧС, а также на повышение устойчивости функционирования системы жизнеобеспечения населения, а с момента возникновения стихийного бедствия, аварий или катастрофы переходит на постоянное функционирование.

Работа КЧС области (города, района) организуется по годовому плану, который утверждаются председателем комиссии.

В планах предусматриваются следующие мероприятия:

- выявление видов, источников возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий и степени их опасности;

- прогнозирование возможности возникновения и последствий стихийных бедствий и необходимые силы и средства для их локализации и ликвидации;

- профилактика возникновения аварий и катастроф;

- защита и жизнеобеспечение населения в условиях ЧС;

- обеспечение готовности сил и средств для ведения АСДНР при ликвидации ЧС;

- обеспечение готовности средств оповещения, связи и других средств управления;

- проведение учений по подготовке личного состава комиссии, органов управления, формирований и населения;

- анализ и обобщение опыта ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Комиссия, в рамках своей деятельности, проводит проверки экспертизы и рекогносцировки в целях прогнозирования ситуации, изучения отдельных вопросов и подготовки предложений, для решения председателю облисполкома - начальнику ГО (председателю КЧС) или вышестоящему органу управления (Правительству Республики Беларусь), а также готовит проекты постановлений или распоряжений по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.

На заседаниях, не реже одного раза в квартал, КЧС рассматривает выполнение запланированных мероприятий и другие вопросы, связанные с предупреждением возможных аварий, катастроф, уменьшением ущерба от возможных стихийных бедствий и ликвидации ЧС (состояние дел по защите населения, безаварийности работы объектов экономики, анализ экологической обстановки в регионе, мероприятия по подготовке к зиме, при ухудшении погодных условий и т.д.), а в случае возникновения ЧС проводятся внеплановые (экстренные) заседания. Заседания комиссии оформляются протоколами.

Комиссия дает рекомендации управлениям, отделам, комитетам, организациям и предприятиям по проведению мероприятий в целях предупреждения возможных аварий, катастроф и ликвидации последствий ЧС. По наиболее важным вопросам комиссия готовит постановление или распоряжение председателя облисполкома (председателя КЧС).

Решения КЧС области (города, района) являются обязательными для исполнения всеми, организациями, независимо от форм собственности, находящимися на территории области (города, района).

Система получения информации должна строиться на основе максимального использования возможности существующих организаций и служб. В КЧС информация должна поступать в первую очередь от органа повседневного управления по ЧС.

Опираясь на представленную КЧС объективную информацию, местные исполнительные и распорядительные органы смогут оперативно принимать решения о выделении финансовых и материальных ресурсов.

КЧС, при активном участии органа повседневного управления по ЧС заблаговременно разрабатывает план защиты населения и территории области (города, района) от чрезвычайных ситуаций, в котором отражаются:

- краткая географическая и социально-экономическая характеристика региона и оценка возможной обстановки на его территории в случае ЧС;

- мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

К плану разрабатываются приложения.

Документация КЧС. По своему предназначению документы, разрабатываемые органами повседневного управления по ЧС, рекомендуется подразделять на оперативные, мобилизационные и административно-организационные.

Оперативные подразделяются на документы по управлению и оперативно-информационные.

К оперативным относятся: планы защиты населения и территории области (города, района), планы основных мероприятий; решения, приказы и распоряжения; рабочие карты, схемы, планы города, района.

Оперативно-информационные – это донесения, сводки, сообщения, отчеты, журналы действий сил ГСЧС, отчетные карты.

Мобилизационными являются документы, относящиеся к подготовке и проведению мобилизационной работы.

Административно-организационные касаются повседневной организаторской, административной, учебной и хозяйственной деятельности органов управления и сил ГСЧС.

Перечень, состав, структуру разрабатываемых планов и других документов в органах местного самоуправления, в функциональных подсистемах определяют руководители вышестоящих органов и непосредственные начальники. Документы разрабатываются в ограниченном количестве и доводятся до тех лиц, которым предназначены. В вышестоящие органы управления ГСЧС обычно представляются решения, планы, донесения, отчеты и другие документы. В подчиненные органы управления, подразделения (формирования) обычно высылаются выписки в объеме, необходимом для выполнения задач.

В органах управления ГСЧС должны использоваться формализованные документы, которые применяются при составлении приказов, распоряжений, донесений, сводок, справок и расчетов. Бланки этих документов разрабатываются с учетом их использования средствами связи и АСУ.

Основным планирующим документом на мирное время является План защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций города (района).

Документы комплектуются по рабочим папкам членов КЧС в соответствии с перечнем, утвержденным председателем КЧС. Они должны обеспечить работу членов комиссии в различных условиях обстановки.