Основы военного положения

Основные положения Военной доктрины Республики Беларусь. Основы военного положения

Республики Беларусь

Основные положения Концепции национальной безопасности

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2001 г. №390.

В Концепции сформулированы национальные интересы государства в политической, экономической, военной, экологической, информационной, гуманитарной сферах, а также система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Под национальными интересами понимается совокупность объективных потребностей граждан, общества и государства, вытекающая из особенностей социально-экономического и политического устройства страны, уровня ее экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций.

Основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь являются:

1. В военной сфере:

- стремление отдельных государств (коалиции государств) решать внешнеполитические проблемы путем применения, либо угрозы применения, военной силы;

- формирование международного общественного мнения, оправдывающего возможное применение военной силы при разрешении противоречий;

- наличие средств массового уничтожения, которые могут быть применены для разрешения противоречий и конфликтных ситуаций;

- наращивание военного потенциала государствами в Европейском регионе и расширение ударно-наступательных возможностей войск за счет разработки и внедрения новых технологий вооруженного противоборства;

- противодействие со стороны отдельных государств (коалиций государств) формированию систем коллективной безопасности, участницей которых является Республика Беларусь.

2. В экологической сфере:

- стихийные бедствия (наводнения, засухи, ураганы, смерчи, землетрясения, магнитные бури и др.), а также чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии, катастрофы, взрывы и т.п.);

- наличие АЭС, захоронение ядерных отходов на сопредельных с Республикой Беларусь территориях, радиоактивное загрязнение среды обитания вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

- функционирование на территории республики объектов повышенного риска (предприятия химической промышленности, нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы, захоронения высокотоксичных и радиоактивных отходов и др.) и их размещение вблизи жилых зон и систем жизнеобеспечения;

- выбросы, сбросы и отходы промышленного производства, приводящие к химическому, радиоактивному, механическому, тепловому, электромагнитному загрязнению атмосферы, литосферы, гидросферы;

- низкая технологическая надежность систем управления и обеспечения безопасности в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и на транспорте и др.

Приоритетными направлениями обеспечения безопасности Республики Беларусь являются:

1. В военной сфере:

- проведение государственной политики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, нейтрализацию возможных внешних военных угроз;

- создание необходимого оборонного потенциала и эффективного механизма его использования;

- реализация программы военного строительства, обеспечивающего достижение необходимого уровня боеспособности Вооруженных Сил;

- участие в системах международной безопасности, в том числе в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности;

- развитие военной науки и системы подготовки военных кадров;

- совершенствование базы мобилизационного развертывания и создание необходимых запасов материальных ресурсов. Определение порядка перехода государственных органов, организаций республики на режим работы в условиях военного положения;

- разработка государственной политики в области гражданской обороны и защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций.

2. В экологической сфере:

- обеспечение функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь;

- совершенствование системы оперативного реагирования и оповещения о загрязнении окружающей среды в результате промышленных аварий, стихийных бедствий или уничтожения природных ресурсов;

- развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области экологии и безопасности жизнедеятельности;

- создание системы подготовки кадров в области природопользования и охраны окружающей среды. Разработка и осуществление программ всестороннего образования в сфере экологии и безопасности жизнедеятельности;

- развитие международного сотрудничества республики в области охраны окружающей среды и разрешения экологических проблем транснационального характера, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

- совершенствование Государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- осуществление мероприятий по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Основными направлениями деятельности государственных органов управления по обеспечению национальной безопасности и улучшению экономического и политического состояния республики в соответствии с «Концепцией» являются:

- обеспечение роста «реальной» экономики и на его основе - валового национального продукта как основы улучшения экономического и политического состояния страны;

- внешняя безопасность государства;

- внутренняя безопасность с учетом защиты интересов национальной промышленности, сельского хозяйства, силовых структур;

- защита прав человека и проведение социальной политики, обеспечивающей формирование позитивно развивающегося общества.

 

 

Военная доктрина является одним из основных документов, определяющих систему взглядов на обеспечение военной безопасности. Она утверждена Законом Республики Беларусь от 03.01.2002 г. № 74-З и определяет основы военно-политического, военно-стратегического и военно-экономического обеспечения военной безопасности Республики Беларусь в современном мире в начале XXI века и имеет три соответствующих главы.

Первая глава Доктрины «Военно-политические основы» включает пять подразделов: реализация военной политики в Республике Беларусь; военно-политическая обстановка; основные угрозы военной безопасности; основные факторы обеспечения военной безопасности; военная организация государства.

Основными целями военной политики Республики Беларусь являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии национальной безопасности республики от возможных военных угроз. Свои взаимоотношения с другими государствами Республика Беларусь строит на основе соблюдения принципов равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела, иных принципов международного права, а также норм международного права.

Военно-политическая обстановка, ее состояние и перспективы развития характеризуются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы.

В Доктрине определены следующие основные внешние угрозы военной безопасности:

- наличие в некоторых государствах значительных арсеналов ядерного и других видов оружия массового уничтожения;

- существующие и потенциальные очаги локальных войн и иных вооруженных конфликтов;

- вмешательство во внутренние дела Республики Беларусь, попытки ущемлять ее интересы в решении проблем международной безопасности;

- расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Республики Беларусь и противодействие формированию систем коллективной безопасности с участием Республики Беларусь;

- создание (наращивание) отдельными государствами (группами государств) военного потенциала с ударно-наступательной направленностью, ведущее к нарушению имеющегося баланса сил;

- целенаправленное, противоречащее интересам Республики Беларусь и ее союзников, информационное (информационно-психологическое) воздействие с использованием современных информационных технологий;

- дискриминация прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в иностранных государствах;

- активизация международного терроризма и транснациональной преступности, рост незаконного оборота оружия и боеприпасов, наркотических средств, психотропных веществ, а также нелегальной миграции населения.

Основными видами внутренних угроз в Доктрине названы:

- возможное появление и провокационная деятельность экстремистских организаций, направленная на дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране и насильственное свержение конституционного строя;

- организованная преступность, контрабандная и другая противоправная деятельность в масштабах, угрожающих безопасности государства;

- незаконное распространение на территории Республики Беларусь оружия, боеприпасов, наркотических средств, психотропных веществ, которые могут быть использованы для осуществления террористических актов и иных противоправных действий.

Военная доктрина придает приоритетное значение коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств.

Для обеспечения военной безопасности Республики Беларусь Военной доктриной предусмотрена военная организация, включающая Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.

Вторая глава Доктрины «Военно-стратегические основы» включает три подраздела - характер современных военных конфликтов, основы применения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований и руководство военной организацией государства, органы военного управления.

Говоря о возможном характере войн, Военная доктрина отмечает необходимость Вооруженным Силам быть готовыми к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения безопасности Республики Беларусь.

Подчеркивается, что в зависимости от применяемых средств современные войны (вооруженные конфликты) могут быть с применением ядерного и других видов ОМП или только ОСП.

По масштабам они могут быть локальными, региональными и крупномасштабными.

В основах применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Военной доктриной определяется, что они могут применяться в:

- вооруженных конфликтах для демонстрации решимости защитить суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ государства, нейтрализации военной угрозы, блокирования района возможных военных действий (военных провокаций), разгрома группировок противника, осуществивших вооруженное вторжение, и ликвидации незаконных вооруженных формирований, преднамеренно сформированных на территории Республики Беларусь, создания условий для урегулирования военного конфликта;

- локальной войне для локализации очага напряженности и осуществления адекватных действий по предотвращению военной угрозы по мере ее усиления, нанесения противнику максимального ущерба и принуждения агрессора отказаться от планов вооруженного вторжения на территорию государства, создания условий для прекращения войны и урегулирования военного конфликта на условиях, отвечающих интересам Республики Беларусь;

- региональной войне для вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности государства всеми имеющимися силами и средствами, в том числе с использованием боевого потенциала региональной группировки войск (сил) в рамках единого оборонного пространства с Российской Федерацией, отражения нападения и нанесения поражения противнику, принуждения его к прекращению военных действий на выгодных для Республики Беларусь условиях.

В Доктрине также сформулированы основные задачи Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по обеспечению военной безопасности для мирного и военного времени, а также определены основные мероприятия непосредственной подготовки к отражению нападения, осуществляемые при резком обострении военно-политической обстановки, когда политико-дипломатическими (невоенными) мерами не удается разрешить конфликтную ситуацию и противоборствующая сторона не отказывается от своих агрессивных планов.

Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования при необходимости могут привлекаться для оказания помощи населению и защиты его при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Вооруженные Силы выполняют свои задачи по организации вооруженной защиты государства совместно с другими войсками и воинскими формированиями, входящими в военную организацию государства.

В Доктрине говорится, что решение задач по отражению вооруженного нападения организуется и осуществляется в соответствии с планом применения Вооруженных Сил, а также на основании директив Главнокомандующего Вооруженными Силами, приказов Министра обороны Республики Беларусь и других нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Военной доктриной также определены функции органов военного управления.

Президент Республики Беларусь - Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.

Совет Безопасности Республики Беларусь - высший коллегиальный координационно-политический орган - определяет основные направления военной политики, принципы военного строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, организует на плановой основе взаимодействие между республиканскими органами государственного управления и структурными элементами военной организации государства в интересах обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.

Совет Безопасности Республики Беларусь возглавляет Председатель - Президент Республики Беларусь. Рабочим органом Совета Безопасности Республики Беларусь является Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, осуществляющий информационно-аналитическое, правовое, организационно-техническое обеспечение его деятельности под руководством Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь решает вопросы обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований всем необходимым для надежной защиты государства, строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов, руководит республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, органами местного управления по подготовке экономики Республики Беларусь к работе в режиме и условиях военного времени, а также их мобилизационным развертыванием, организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики и ее перевод на работу в условиях военного времени.

Органы местного управления в пределах своих полномочий проводят, при введении военного положения, мероприятия по переводу подведомственных им организаций, соответствующих территорий на работу в условиях военного времени, обеспечивают выполнение мобилизационных планов, оказывают содействие военным комиссариатам в мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.

Юридические и физические лица Республики Беларусь участвуют в обеспечении военной безопасности государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Министр обороны Республики Беларусь осуществляет непосредственное руководство Вооруженными Силами.

Министерство обороны Республики Беларусь осуществляет общее руководство Вооруженными Силами, несет ответственность за их развитие и подготовку к выполнению задач вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь.

Генеральный штаб Вооруженных Сил является центральным органом военного управления, реализующим оперативные функции по управлению Вооруженными Силами, обеспечивает их высокую боеспособность, организует взаимодействие и координирует деятельность структурных элементов военной организации государства по выполнению задач в области обороны, как в мирное, так и в военное время.

С введением военного положения Генеральный штаб Вооруженных Сил выполняет функции исполнительного органа Совета Безопасности Республики Беларусь в системе стратегического управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями под непосредственным руководством Главнокомандующего Вооруженными Силами.

Для управления региональной группировкой войск (сил), создаваемой с целью обеспечения коллективной военной безопасности Союзного государства, решением Высшего Государственного Совета Союзного государства на базе Министерства обороны Республики Беларусь (Генерального штаба Вооруженных Сил) в угрожаемый период создается коллегиальный орган военного управления - Объединенное командование региональной группировкой войск (сил).

Закон Республики Беларусь от 13.01.2003 г. № 185-З «О военном положении». Закон устанавливает правовые основы военного положения на территории Республики Беларусь, порядок его введения и отмены, определяет меры по обеспечению режима военного положения.

Законом используются следующие основные термины и понятия:

1.Военное положение - особый правовой режим деятельности государства и общества, временно вводимый на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы Республике Беларусь или нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), связанный с предоставлением государственным органам и органам военного управления, местным советам обороны полномочий, необходимых для предотвращения военной угрозы Республике Беларусь или отражения нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), а также с временным ограничением прав и свобод личности и прав организаций, возложением на них дополнительных обязанностей.

2. Военная угроза Республике Беларусь - действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающие на реальное намерение применить вооруженную силу против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь.

3.Нападение на Республику Беларусь (акт вооруженной агрессии) - применение другим государством (другими государствами) вооруженной силы против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.

Основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь являются военная угроза или нападение.

Военной угрозой признаются любые из следующих действий:

- объявление войны Республике Беларусь со стороны другого государства (других государств);

- концентрация вооруженных сил другого государства (других государств) вдоль Государственной границы Республики Беларусь, указывающая на реальное намерение применить вооруженную силу против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

- возникновение очагов вооруженных конфликтов, направленных против Республики Беларусь;

- проведение в другом государстве (других государствах) мобилизации с целью нападения на Республику Беларусь;

- активизация международного терроризма, направленного против Республики Беларусь и угрожающего ее суверенитету, независимости и территориальной целостности;

- иные действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), включая заявления и демонстрацию силы, осуществляемые в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и реально указывающие на подготовку к нападению на Республику Беларусь.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права нападением, независимо от объявления войны другим государством (другими государствами), признаются любые из следующих действий:

- вторжение вооруженных сил другого государства (других государств) на территорию Республики Беларусь или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, любая аннексия территории Республики Беларусь или ее части с применением вооруженной силы;

- ракетно-авиационные удары, наносимые вооруженными силами другого государства (других государств) по территории Республики Беларусь, или применение любого другого оружия другим государством (другими государствами) против Республики Беларусь;

- вооруженное воздействие другого государства (других государств) на Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- действия другого государства (других государств), позволяющие, чтобы его (их) территория, которую оно (они) предоставило (предоставили) в распоряжение другого государства (других государств), использовалась для нападения на Республику Беларусь;

- засылка другим государством (другими государствами) или от имени другого государства (других государств) вооруженных банд (групп), иррегулярных сил, наемников или подразделений регулярных войск, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Республики Беларусь, равносильные указанным в данной части настоящей статьи;

- применение другим государством (другими государствами) вооруженной силы против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций.

Военное положение на территории Республики Беларусь вводится указом Президента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики, Национального собрания Республики Беларусь и отменяется указом Президента Республики Беларусь после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Республики Беларусь оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

На основании указа Президента Республики Беларусь о введении военного положения в период действия военного положения применяются следующие меры:

- установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды;

- введение особого режима работы объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды;

- привлечение государственного, а также мобилизационного резервов, мобилизация ресурсов организаций, изменение режима их работы, переориентация организаций на производство необходимой продукции и иные необходимые изменения производственно-хозяйственной деятельности;

- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения или повреждения;

- временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им временных жилых помещений;

- установление ограничений на свободу передвижения по территории Республики Беларусь, а также введение особого режима въезда на территорию Республики Беларусь и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на территорию Республики Беларусь и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

- привлечение в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, граждан к выполнению работ оборонного характера, ликвидации последствий применения оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;

- и другие меры в соответствии с настоящим Законом.

Обеспечение режима военного положения осуществляется Президентом Республики Беларусь, государственными органами, органами военного управления и местными советами обороны в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим Законом.