Программно-целевой метод государственного регулирования экономики
Программно-целевой метод представляет собой современный метод управления сложными экономическими системами и выступает как важнейший для решения ключевых научно-технических, экономических, социальных, экологических проблем. Он предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки.
Основными элементами программно-целевого метода являются цели, мероприятия, ресурсы.
Исходным пунктом при использовании программно-целевого метода (ППМ) является выявление проблем и формирование целевых установок, их систематизация. Для систематизации целей используются различные подходы, но наиболее широкое распространение получил подход, основанный на формировании «Дерева целей», позволяющий упорядочить цели по их значимости и по уровням иерархии (см. гл. 2).
Основное звено ППМ – это мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения, что обеспечивает возможность их реализации.
Реализуется программно-целевой метод через комплексные программы, составляемые на период достижения поставленной цели, с выделением основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что содержат совокупность мероприятий социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера.
Классический пример использования программно-целевого метода для решения общегосударственных задач – план ГОЭЛРО. По исходному замыслу и исполнению это была комплексная программа преобразования материально-технической базы общества путем индустриализации за счет создания сети электростанций.
Этот метод государственного регулирования использовался в СССР в рамках директивного планирования в отношении научно-технического процесса, жилищной проблемы, продовольствия и т. д.
Во Франции, Нидерландах, Японии, США программно-целевой метод также нашел применение. Например, в США от был использован 40 лет назад в системе управления финансовыми ресурсами Министерства обороны, а позже его стали использовать и другие ведомства. В США была разработана одна из самых известных региональных программ – освоение бассейна реки Теннессии.
В Республике Беларусь программно-целевой метод применяется для решения социальных, экономических, экологических, научно-технических проблем, проблем развития регионов, комплексов и т. д.
В настоящее время в республике разработаны и реализуются около 100 республиканских программ:
· Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.
· Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.
· Государственная программа инновационного развития республики Беларусь на 2007-2010 годы.
· Республиканская программа энергосбережения на 2006 – 2010 годы.
· Государственная программа импортозамещения на 2006 – 2010 годы.
· Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010годы.
· Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы.
· Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы и др.
Традиционно сложившаяся процедура программно-целевого метода к решению социально-экономических проблем предполагает следующие этапы:
· отбор проблем для включения в программу;
· формирование целевой программы;
· экспертиза и оценка возможных результатов целевой программы;
· принятие (утверждение) целевой программы;
Реализация целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
Формирование программы осуществляется на основе следующих принципов:
· целенаправленности, требующей наличия заранее заданных и ко-
личественно определенных целевых установок, выстроенных по принципу приоритетности;
· комплексности, основанной на взаимосвязанных мерах, обеспечи-
вающих достижение поставленных целей;
· обеспеченности всеми видами ресурсов.
В условиях развития рыночных отношений в Республике Беларусь программно-целевой метод постоянно задействован для решения важнейших проблем на всех уровнях управленческой иерархии. Его использование при решении конкретных задач рассматривается в последующих темах курса лекций.