Государственный сектор экономики
В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества, в регулировании социально-экономических процессов важнейшая роль принадлежит государственному сектору. Его роль определяется тем, что государственное регулирование национальной экономики основывается на концепции активного участия государства не только как субъекта регулирования, но и как государства собственника. Сегодня государственный сектор, и об этом свидетельствует мировой опыт, служит и экономической опорой страны и важнейшей сферой государственного регулирования.
В современной литературе экономической направленности понятие «государственный сектор» трактуется неоднозначно, чаще всего под государственным сектором понимают часть экономики страны, представляющей собой комплекс объектов, целиком или частично находящихся в собственности центральных или местных государственных органов и полностью контролируемых государством.
Существуют и другие более расширенные трактовки. Например, государственный сектор рассматривают как многокомпетентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, в состав которого входят государственные предпринимательские структуры (предприятия, учреждения, организации), государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения образования, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, охраны природы, обеспечения государственной безопасности и т. п., а также та собственность государства, которая не входит в состав имущества, закрепленного за предпринимательскими структурами, например, земля, природные ресурсы и т.п., средства составляющие государственную казну.
Но в любом случае государственный сектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.
В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.
На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т. д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.
Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные ему частным капиталом, в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.
Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, вузовской науке, подготовке и переподготовке кадров. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования.
Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.
Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи;
· усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохо-
зяйственными процессами;
· повысить общее антикризисное воздействие; регулировать по-
токи инвестиций;
· упрочить независимость национальной политики государства в про-
мышленности и других отраслях материального производства;
· противостоять иностранному капиталу в стратегически важных облас-
тях экономики.
Основными экономическими функциямигосударственного сектора являются:
стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;
· реализация государственной структурной политики;
· поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;
· поддержание определенного уровня цен;
· решение проблем занятости;
· обеспечение внешнеэкономического равновесия;
· обеспечение приоритета социальных целей.
Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:
· аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от разви-
тия которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны;
· определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем
самым на темпы экономического роста;
· осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие лик
видных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет.
Показателями количественной оценкивлияния государственного сектора на экономику являются:
· доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;
· количество занятых в нем рабочих и служащих;
· удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного
хозяйства;
· число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферам
и отраслям.
Можно выделить также долю государственного сектора:
· в общем объеме основных фондов;
· общий объем инвестиций, в том числе и по отраслям экономики;
· объем госзаказа, выполняемого государственным сектором;
· общий объем государственных ресурсов, в том числе по отраслям
и сферам.
Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства,хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.
Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются в рамках конкретной модели качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Взаимодействие государственного и частного капитала выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации. Как правило, выделяют три пути формирования государственной собственности:
– национализация объектов частной и смешанной собственности;
– создание новых объектов за счет государственных средств;
– выкуп государством объектов у частного капитала.
Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т. е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования (сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию.
На практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая проводится в популярных формах: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций государственных предприятий работниками этих предприятий или населением, сдача в аренду и т. д.
Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг в соотношении между двумя секторами – государственным
и частным в пользу последнего.
История формирования государственного сектора, взгляд на его деятельность и его размеры в разных странах различны и подчас противоречивы: в США и Великобритании сильны антигосударственные тенденции, основанные на принципах индивидуализма. Доля государственного производства в экономике США невелика и колеблется в пределах 12 %. Во Франции, Австралии, Германии, Швеции, Нидерландах, Италии – более позитивное видение государства и, соответственно, государственного сектора. В отдельные годы в этих отраслях объем государственного промышленного производства составил до 50 % от общенационального. Тенденция усиления роли государства и государственного сектора возникает как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности экономики.
Возрастающую роль государственного сектора в экономике в наибольшей степени могут характеризовать государственные расходы в ВВП. Наглядно тенденцию изменения государственных расходов за период 1929 – 2000 гг. можно проследить на основе данных таблицы 2.1.
Таблица 2.1.
Уровень государственных расходов ведущих индустриальных стран*
Страна | ||||||
США | 10,0 | 27,8 | 32,2 | 31,4 | 32,8 | 29,3 |
Япония | 19,0 | 18,3 | 19,3 | 32,0 | 31,3 | 38,2 |
Великобритания | 24,0 | 32,6 | 39,3 | 43,0 | 39,9 | 38,4 |
Германия | 31,0 | 32,0 | 37,6 | 47,9 | 45,1 | 43,0 |
Франция | 19,0 | 34,6 | 38,9 | 46,1 | 49,8 | 52,2 |
Швеция | 8,0 | 31,1 | 43,8 | 60,1 | 59,1 | 53,9 |
* ОЕСД, Economic Outlook 2000, December. – Р. 157.
Безусловно, целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.
Эффективность функционирования государственного сектора можно рассматривать с позиции следующих подходов:
· как эффективность функционирования объектов государственной собст-
венности;
· как эффект, получаемый государством от перераспределения ресурсов
через госбюджет;
· как эффективность государственных расходов.
С позиции первого подхода оценка эффективности функционировании
объектов государственной собственности основывается на:
· рентабельности государственного сектора экономики;
· полезности для общества.
Как правило, в странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора низко рентабельны, даже убыточны. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два – три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерное привлечение ресурсов и нерациональное их использование.
К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:
· сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получе-
ния прибыли, отраслях;
· использование государственного сектора в качестве инструмента решения
социально-экономических проблем;
· высокий уровень социальных расходов;
· отсутствие конкуренции;
· государственное финансирование и т. д.
В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий – бюрократические и рыночные. Бюрократическиеотличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства). На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности.
Рыночные модели предприятий,основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.
В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго – очевидны.
При определении эффекта, получаемого государством от перераспределения ресурсов через госбюджет, и оценке эффективности государственных ресурсов на общественные блага, нужно исходить как из прямых, так и побочных эффектов, определять экономическую, социальную и экологическую эффективность государственного сектора.
В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям.
Контрольные вопросы и задания
1. Имеет ли рыночная экономика определенные преимущества?
2. Чем обусловлена объективная необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику?
3. Что следует понимать под государственным регулированием рыночной экономики?
4. Чем определяются границы государственного вмешательства в экономику?
5. Охарактеризуйте государственное peгулирование экономики с позиции различных стран.
6. Какие объективные требования необходимо соблюдать при формировании системы государственного регулирования экономики?
7. На каких общих принципах управления строится система государственного регулирования экономики?
8. Какие основные элементы входят в систему государственного регулирования экономики?
9. Кто выступает в качестве субъектов государственного регулирования и как их можно сгруппировать по причастности к процессу регулирования и по форме участия в нем?
10. Покажите прямые и обратные связи между субъектами государственного регулирования.
11. Что представляют собой объекты государственного регулирования?
12. Выделите группы функций государства в системе государственного регулирования экономики и дайте им характеристику.
13. Что следует понимать под защитой экономического правопорядка и экономической безопасности как функции государства. Раскройте ее содержание.
14. Что представляет собой целевая функция государства?
15. Какова стратегическая цель и задачи устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь?
16. Назовите генеральную цель социально-экономического развития Республики Беларусь в 2005 – 2010 гг.
17.В чем проявляется направляющая и координирующая функция государства и какова ее роль?
18. На что направлены и каково значение распределительной и перераспределительной функций государства?
19. Чем обусловлена и что предопределяет контрольная функция государства?
20. Каковы роль и место государственного сектора экономики в системе государственного регулирования?
21. Назовите основные параметры, характеризующие государственный сектор экономики.
22. Можно ли влиять и каким образом на границы государственного сектора экономики.
23. Какие существуют подходы к оценке эффективности функционирования государственного сектора экономики?
24. Чем объяснить более низкую рентабельность отдельных объектов государственной собственности?
25. Какие типы предприятий можно выделить в рамках государственного сектора экономики?