Субъекты и объекты регулирования
Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Рыночная система на примере развитых стран продемонстрировала безусловные преимущества. Основанная на многосложной системе связей, она наиболее близка людям, востребует их творческий потенциал. Через систему связей бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные приоритеты учитываются, суммируются и взаимоуравновешиваются; через нее принимаются решения, что и сколько должно производиться, как эффективно организовать производство и как распределить результаты труда между участниками общественного производства.
Преимущества рыночной экономикив том, что она способствует эффективному распределению ресурсов в максимальном приближении их к общественным потребностям. Она диктует применение наиболее эффективных методов использования ресурсов и создает условия для разработки и внедрения новых, более эффективных технологий.
Основанная на частной собственности при значительном количестве собственников и экономической свободе хозяйствующих субъектов рыночная система действительно усиливает ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования. Рыночно-конкурентный механизм управления экономическими и социальными процессами формируют интересы и мотивы поведения людей, выявляет индивидуальные потребности и возможности их удовлетворения. Основным элементом рыночного управления экономикой является механизм цен, который обеспечивает регулирование происходящих экономических процессов через согласование спроса и предложения. Образующиеся различия в прибыльности или убыточности того или иного производства регулируют распределение ресурсов по видам производства.
Однако при безусловных преимуществах рыночной экономики очевидны и ее недостатки, что объективно обусловливает необходимость государственного вмешательства в экономику. К недостаткам следует отнести:
· неспособность рыночной экономики самостоятельно обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения;
· тенденцию к угасанию конкуренции – главного контрольного и двигательного механизма рыночной экономики. Конкуренция безжалостна к субъектам рыночной экономики, и прежде всего к представителям малого и среднего бизнеса, поэтому они постоянно стремятся высвободиться из ограничительных пут конкуренции: прибегают к слиянию фирм, вступают в сговоры и другие объединения, что ослабляет конкуренцию. Этому способствует и научно-технический прогресс, требуя использования больших количеств реального капитала, крупных рынков, надежных источников сырья. По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя, следовательно, рыночная экономика теряет способность распределять ресурсы в соответствии с общественным и индивидуальным спросом;
· неравномерное распределение денежных доходов;
· неспособность учета всех выгод и издержек, вязанных с производством и потреблением определенных товаров и услуг; речь идет о таких товарах, которые приносят выгоду не индивидуальным потребителям, а обществу в целом: народное образование, наука и культура, автомагистралестроение и т. д.;
· несовершенный механизм обеспечения занятости населения, удержания уровня цен: проблемы безработицы и инфляции постоянно сопутствуют функционированию и развитию рыночной системы;
· полное равнодушие рыночной системы к проблемам малоимущих и слабозащищенных слоев населения;
· неспособность обеспечить стратегические направления развития в области науки, техники, технологии; стимулируя эффективное коммерческое освоение уже имеющихся научных достижений, рыночная система не в состоянии обеспечить их развитие;
· неспособность к глубоким структурным преобразованиям экономики;
и, наконец, рынок не обеспечивает рациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды.
Решение перечисленных проблем в условиях рыночной экономики требует активного государственного вмешательства. И государство заботится о функционировании рыночного хозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования, определяет правила их экономического поведения, защищает их интересы, реализует возможность проявления наиболее эффективных сторон рыночного механизма и устраняет его негативные последствия.
Оптимально сочетая рыночные и государственные регуляторы, государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цельгосударственного регулирования экономики и рольгосударства в рыночной экономике.
Но если государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периодаего рольнеизмеримо болеевысока, так как здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства. Это связано со введением института частной собственности, развитием процессов разгосударствления и приватизации государственных и коммунальных предприятий, жилья, формированием рыночной инфраструктуры, обеспечением экономической свободы хозяйствующим субъектам и т. д. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие негативным процессам, характерным именно для переходного периода (например, криминализация общества, экономики).
И, наконец, проведение рыночных реформ и ответственность за их реализацию также лежат на государстве.
Все перечисленные аргументы обусловливают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период.
Однако масштабы государственного регулированиярыночной экономики, глубинаего проникновения в социально-экономические процессы имеют границы, определенные, с одной стороны, интересами собственников(и это, по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства) и, с другой стороны, возможностями самого государства.Вэтих рамках можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той либо другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так, например, у государственного сектора и государственного дохода (бюджет, внебюджетные фонды), являющихся экономической основой государственного регулирования экономики, имеются свои границы: возможности роста государственного сектора ограничены интересами частной собственности, а увеличение доходов государства связано с социальными границами налогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоев населения, и с конъюнктурой самой экономики, ухудшение которой существенно сокращает бюджетные доходы. Совпадение интересов государства и собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся – границы сужаются.
По сути, глубина проникновения государственного регулирования в социально-экономические процессы, сочетание рыночных и государственных регуляторов, различная комбинация форм и методов регулирования являются отличительными чертами государственного регулирования в многообразных моделях современной рыночной экономики.
Характеризуя государственное регулирование экономики, выделяют по меньшей мере три стороны:социально-экономическую, методологическую и организационную.
Социально-экономическаясторона позволяет охарактеризовать государственное регулирование через объект воздействия – экономическую систему с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности. Именно социально-экономические отношения являются основным элементом экономической системы как объекта регулирования и определяются характером отношений между людьми, которые складываются под влиянием отношений собственности в обществе и влияют на механизм воздействия на экономическую систему со стороны государства.
Отношения собственности возникли с самого начала зарождения человеческого общества, они были и остаются краеугольным камнем бытия людей. Виды и формы собственности, адекватный им характер отношений служат определяющими признаками экономической системы. В командно-административной системе преобладала общественная форма собственности на средства производства, а современная рыночная экономика опирается на весь спектр форм и отношений собственности, исходя из принципа их равных прав на существование.
Следует заметить, что социально-экономические отношения выступают в единстве с технико-экономическими,которые связаны с рациональным использованием ресурсов, их воспроизводством и определяются свойствами этих ресурсов, доступными технологическими возможностями.
Организационнаясторона государственного регулирования экономики закрепляет единство технико-экономических и социально-экономических отношений и проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она показывает, каким образом, через какие хозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил и производственных отношений, какова их роль в реализации потенциальных возможностей, заложенных в отношениях собственности, что представляет собой система органов управления, каковы их задачи и функции.
Методологическаясторона характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования,
т. е. сам инструмент регулирования, методологическую базу, обеспечивающую выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечения его выполнения. Именно от методологической базы зависит действенность системы государственного регулирования в заданном направлении, согласно выбранному варианту движения, обеспечивающему достижение поставленных целей и задач.
Но система государственного регулирования должна строиться исходя из ряда объективных требований(принципов).
Во-первых, она должна быть адекватнаобъективным условиям функционирования и состоянию развития экономики на соответствующем историческом этапе. Так, формируясь в условиях переходного периода, она должна учитывать многообразие форм собственности, многоукладность экономики, высокую долю государственного сектора, быть адекватной реальным возможностям производства и т. д.
Во-вторых, она должна строиться на комплексномподходе, который предполагает, что механизм регулирования охватит с разумной степенью «погружения» все экономические и социальные процессы, всю гамму оборотов и кругооборотов общественного производства и в равной степени будет работать на всех уровнях управления.
В-третьих, государственное регулирование должно представлять собой целостную систему,состоящую из взаимозависимых и увязанных между собой элементов, частей, подсистем, которые и образуют целостность, единство.
Для любой системы, в том числе и системы государственного регулирования экономики, характерны:
· организованность, которая проявляется во взаимосвязях и взаимоотношениях между ее элементами;
· иерархичность и многоуровневость (национальная экономика, экономика регионов, сфер, отраслей, предприятий и т. д.) построения и функционирования системы, что предопределяет необходимость координации низких уровней системы со стороны более высокого уровня, с одной стороны, и, с другой – деятельность высшего уровня определяется результатами деятельности всех подсистем более низкого порядка; поэтому и свойства системы, результаты ее функционирования определяются как отдельным элементом, так и всей структурой системы;
· неразрывное единство с внешним окружением и средой, предопределяющее их взаимоотношения.
К важнейшим принципам государственного регулирования экономики следует отнести и общие принципы государственного управления.
Принцип единства экономики и политики. Политика, являясь организационно оформленной системой интересов, соответствующих общностей людей, выражает их отношения между собой и к государству, направления деятельности государства, обеспечивающие реализацию этих интересов. Поэтому политика является направляющим руслом. А так как экономические интересы – определяющие по сравнению со всеми другими, политика будет концентрированным выражением экономики. Обеспечивая приоритетное начало в управлении экономикой, политика задает направления ее функционирования.
Принцип единства централизма и самостоятельности. Принимаемые государством решения должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы с тем, чтобы воздействовать на них в нужном для общества направлении. Следует отметить, что соотношение между централизмом и самостоятельностью может меняться в зависимости от конкретных исторических условий, под влиянием внешних и внутренних факторов.
Принцип научности предполагает, что регулирующее воздействие государства на развитие экономики должно исходить из сущности, содержания и форм проявления законов развития природы и общества; опираться на достижения науки и техники во всех областях знаний; использовать достоверную и адекватную предъявляемым требованиям информационную базу; обеспечивать единство стратегических и тактических решений.
Принцип эффективности требует, чтобы принимаемое управленческое решение приносило лучший результат при наименьших затратах в процессе его реализации.
Принцип сочетания общих и локальных интересов основан на приоритете интересов более высокого уровня и органической увязке интересов различных классов, слоев, групп и отдельных членов общества.
Система государственного регулирования состоит из множества взаимосвязанных между собой элементов и включает в себя: субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты.
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.
Главный субъектрегулирования – народ,выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.
Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.
Носителиэкономических интересов – это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку
и т.д. Их индивидуальные экономические интересы, зачастую не только различные, но и диаметрально противоположные, представляют выразители хозяйственных интересов.
В качестве выразителейэкономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.). Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления.
Исполнителямиэкономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную.
Государствокак самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами:
· во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще
всего противоречивы;
· во-вторых, они могут противоречить целям экономической
политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.;
· в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые)
имеют определенные границы.
Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям.
Обратные связи проявляются в различных формах: носители хозяйственных интересов могут поддерживать правительство либо отказывать в поддержке, выступать с предупреждениями в его адрес. Парламент может выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики.
При изучении мнений носителей экономических интересов о принимаемых государством мерах регулирования экономики прибегают к анкетному опросу, который осуществляется специализированными научно-исследовательскими центрами.
Обработка данных опроса позволяет выявить и заранее распознать отношения носителей экономических интересов к общему курсу или конкретным мерам государственного регулирования экономики.
Объектомгосударственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, организации и предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга – по характеру, иерархическому уровню (уровень фирмы, предприятия, региона, отрасли, сектора экономики, народного хозяйства в целом). Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т. д.
В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.
Макроэкономикапредставляет собой единый народнохозяйственный комплекс, который имеет специфическую хозяйственную базу и характеризуется особыми вертикальными связями между государственными органами и отдельными хозяйствующими субъектами.
В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический рост, инвестиционная и инновационная деятельность, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи и др.
В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос[1], совокупное предложение[2] и совокупное производство. Именно выделенные совокупные величины, соответствие их объемов и структуры составляет основу объективного экономического закона пропорционального развития экономики. При нарушении этого соответствия возникает макроэкономическое неравновесие, которое проявляется в структурных кризисах, кризисах перепроизводства, в массовой безработице и инфляции.
Микроэкономикаможет быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами. Фирма как юридическое лицо является хозяйственной организацией. Домохозяйство – это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц.
Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы. Например, рассматривая в качестве объекта государственного регулирования национальную экономику, т. е. экономику конкретной страны, необходимо учесть ее особенности, состояние развития на соответствующем этапе, уровень развития производительных сил и производственных отношений. При этом важно правильно выбрать макроэкономические показатели, критерии и индикаторы, описывающие эти процессы. Исходя из целевых ориентиров, особенностей, уровня и состояния развития экономики вырабатывается механизм регулирования, способный обеспечить достижение поставленных целей в области экономического и социального развития страны. Он должен обеспечить экономическую стабильность, гармоничное развитие производства и социальной сферы, укрепление научного потенциала, создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования и реализации как общественных, так и частных интересов.