III. Правление Николая I
После Александра власть перешла в руки его младшего брата Николая I (1825-1855). Хотя в литературе данный период чаще всего оценивается как наивысшая точка самодержавия, в сущности это было время продолжения курса Александра I в последние пять лет его царствования. Вступление на престол Николая I тесно связано с восстанием декабристов, и на протяжении 30 лет император боролся с проявлением любых попыток революционного движения. Он хотел «очистить Русь от заразы, извне к нам занесенной». Министр просвещения Уваров в угоду царю разработал теорию официальной народности («православие, самодержавие, народность»). Согласно ей русскому народу искони присущи поклонения царскому престолу, «обожание венценосного монарха».
Николай I пытался провести некоторые реформы, не меняя при этом всей системы. Более того, стремлением укрепить устои самодержавия можно объяснить проведение политики государственной опеки над политической, экономической, социальной, культурной жизнью страны. Этому способствовало создание собственной канцелярии с функциями высшего органа управления государством. В состав канцелярии входили различные отделения.
Особо обширными полномочиями обладало III отделение. Во главе отделения стоял фаворит царя А.Х. Бенкендорф. В функции отделения входил сбор различной информации о настроениях во всех слоях общества, надзор за печатью, за «неблагонадежными» лицами и иностранными подданными.
При Николае I в области народного просвещения был положен принцип строгой сословности. Запрещалось принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. В 1826 году был разработан новый, чрезвычайно жесткий цензурный устав, в соответствии с которым запрещалась в открытой печати критика монархической формы правления, рассуждения о конституции или о необходимости реформ в обществе.
В 1848-1855 годах были заметно ограничены взаимосвязи с Западной Европой. Вводился запрет на въезд иностранцев в Россию, а российским гражданам — на выезд за границу. В 1826-1832 годах была проведена кодификация законов, то есть систематизация российского законодательства, начиная с Соборного уложения 1649 года и включая свод действующих законов. Огромное издание, состоящее из 60 томов, подготовила комиссия под руководством М.М. Сперанского. Правда, эта кодификация не меняла ни систему управления, ни социальную структуру, не устраняла бюрократизм и произвол чиновников, достигшие особого расцвета именно в николаевские времена.
Николай I признавал, что «крепостное право — зло», но его отмена в настоящее время есть «еще большее зло». Он понимал, что крепостничество является тормозом развития страны, но опасался, что уничтожение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опирающееся на эту власть. Николай I был вынужден постоянно заниматься крестьянским вопросом из-за нередко происходивших волнений крепостных крестьян. И хотя в годы его правления насчитывалось свыше 500 случаев таких выступлений, решиться на серьезные социальные преобразования он так и не смог.
В 1837-1838 годы было учреждено Министерство государственных имуществ во главе с графом П.Д. Киселевым. Это министерство в течение нескольких лет проводило реформу государственной деревни, которая несколько упорядочила положение государственных крестьян и способствовала в известной мере развитию рыночных отношений на селе. В результате деятельности министра П.Д. Киселева, который занимал эту должность около 20 лет, к моменту отмены крепостного права экономическое положение государственных крестьян оказалось значительно лучше, чем положение крестьян помещичьих, а система их местного самоуправления послужила образцом для устройства пореформенной деревни.
В 1830-1840 годы происходил постепенный переход от мануфактуры к фабрике. Это означало, что в промышленности стали создаваться крупные предприятия, основанные на машинной технике, то есть начался промышленный переворот. Первым предприятием, основанном на машинной технике, была казенная Александровская хлопчатобумажная мануфактура в Петербурге (1799). К середине века на долю машинного производства приходилось две трети всей крупной промышленности.
Тогда же началось строительство железных дорог. Первая железная дорога была построена между Петербургом и Царским Селом, ее длина была всего 25 верст. В 1843-1851 годах железная дорога протяженностью 650 верст соединила Санкт-Петербург и Москву, что имело большое экономическое и стратегическое значение. Всего к 1861 году в России имелось лишь около 1,5 тыс. верст железнодорожных линий и по этому показателю страна чрезвычайно отставала от Западной Европы. Так, в Англии в это время протяженность железных дорог составляла 15 тыс. верст.