Параллельные организационные структуры

Параллельные организационные структуры – это, как отмечает М. Райсс (1994), использование параллельно сбытовых и производственных руководителей на уровне как отдельной хозяйственной области, так и предприятия в целом. Параллельно распределяется и персональная ответственность между специальными и дисциплинарными руководителями. Наиболее известным (хотя и не с лучшей стороны) примером такого параллелизма является линейно-штабное распределение функций управления.

В последнее время разработчики в области менеджмента как в промышленности, так и в банковском деле, по данным различных исследований, все большее внимание уделяют параллельной иерархии, охватывающей чисто управленческие и специальные подразделения. Последние включают, например, исполнителей специальных задач, ре­ферентов-специалистов, руководителей референтских групп.

Типичной параллельной структурой является линейно-штабная структура (рис. 5.21). То есть параллельно существующей структуре управления создается параллельная со штабом во главе, выполняющая определенные задачи. Исследователи в качестве причин появления организационных структур такого типа чаще всего выделяют следующие:

1) организация выпуска новой продукции;

2) реализация инновационных проектов;

3) реализация задач повышения качества и т.д.

 

Рис. 5.21. Параллельная или линейно-штабная
организационная структура

Общим для управленческих структур, построенных на принципах параллелизма, является то, что они одновременно опираются на два (или более) фундамента. Принципиальное отличие этих основ не нарушает стиля управления, а предопределяет его специфику. Так, между произ­водственным управлением и маркетингом вклинивается функция контро­ля. Сторонники параллельных управленческих структур утверждают, что принцип параллелизма вытекает из самих законов природы.

Для управления высокоразвитыми организмами используются многоплановые системы, которые частично могут функционировать даже в противовес друг другу. Однако нельзя не заметить определенную опасность, заложенную в параллельных управленческих структурах. Здравая диалектика разноплановых интересов легко перерастает в непримиримую борьбу. Разногласия приводят к потерям из-за разного рода трений. Поэтому некоторые компании отказываются от принципа параллелизма управления. В этих случаях определенные центральные функции (логистика[43], управление персоналом, электронная обработка данных, управление качеством и т.п.) становятся исключительно прерогативой производственного или сбытового управления.

В целом в области разработок организационных структур систем управления, с расчетом на использование в будущем, наблюдаются две крайние тенденции:

· многие дизайнеры менеджерских систем стремятся примирить указанные сложные формы управления. Есть все основания опасаться, как считает М. Райсс (1994), что подобный подход приведет к организационному хаосу, и предприятия окажутся попросту неуправляемыми;

· имеется немало реформаторов, впадающих в другую крайность: они пытаются упростить все существующие сложные системы управления.

Обе идеи несут в себе лишь малую толику истины. Разработчик эффективной управленческой системы должен хорошо знать все четыре варианта многоаспектных организационных структур систем управления и учитывать в своих проектах взаимосвязи между ними, которые отражают статику и динамику архитектуры управления.

5.4.4.5. Сетевые организации как результат
централизации и дезинтеграции иерархических структур

Как известно, сетевые организации появились в 80-х годах ХХ века под воздействием общей тенденции дезинтеграции крупных организаций, а также факторов внешней среды в виде нарастания международной конкуренции и технологических изменений. Внешние организации в сетевых структурах пришли на замену внутренним подразделениям крупных организаций, централизованное планирование и ценообразование было заменено новыми отношениями – долгосрочными, стабильными или контрактными отношениями между участниками сети (рис. 5.22).

 

Рис. 5.22. Логика и побудительные мотивы формирования
сетевых структур

Некоторые сети объединяют проектантов, поставщиков, производителей и органы по реализации продукции на основе долгосрочных стабильных отношений. Другие сети более мобильны, компоненты в ценностной цепи соединяются контрактным способом в интересах реализации проекта или производства продукции, а затем разъединяются, чтобы стать частью новой ценностной цепи для следующего предпринимательского проекта (рис. 5.23). Так как в такой оргструктуре любые функции реализуются на контрактной основе, то можно легко заменить поставщиков, вследствие чего компания с сетевой структурой может минимизировать затраты по этому фактору (Мильнер Б.З., 1999).

 

Рис. 5.23. Разновидности сетевых организаций

Известны следующие отличия структур сетевых организаций от других:

1) использование коллективных активов нескольких фирм, расположенных в разных точках ценностной цепи, в отличие от практики содержания всех необходимых для производства ресурсов в традиционной организации;

2) ориентация на рыночные механизмы, а не на административные формы управления потоками ресурсов. Между тем эти механизмы – не просто доступные взаимоотношения с независимыми хозяйствующими субъектами. На самом деле различные компоненты сети осознают свою независимость и хотят делиться информацией, кооперироваться друг с другом, предоставлять продукцию для того, чтобы поддерживать собственное место в ценностной цепи и способствовать улучшению конечных результатов, а также выполнению контрактных обязательств;

3) объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников сети (производители, поставщики и финансовые компании).

Сетевые структуры, хотя и обладают чертами, отличающими их от других типов оргструктур, но базируются на элементах разных видов организационных структур. Например, иерархически организованная фирма может осознать, что ей требуется вступить в союз с некоторыми распределителями (продавцами) продукции, чтобы сосредоточиться только на той деятельности, для которой у нее имеется лучшее оборудование и оснащенность. В результате может появиться стабильная сетевая структура: фирма-ядро соединяется с ограниченным количеством тщательно отобранных партнеров.

Другой пример, крупная матричная транснациональная компания, состоящая из проектных, производственных и распределительных (торговых) единиц, может решить заменить централизованное ценообразование отношениями купли-продажи между своими подразделениями со свободным установлением цен. В результате этого появится внутренняя сеть (рис. 5.23 а) в виде внутреннего рынка.

В некоторых отраслях с быстрыми технологическими и рыночными изменениями известны случаи трансформации дивизиональных организационных структур в динамичную сеть (рис. 5.23 б) проектантов, поставщиков, производителей и продавцов, владеющих активами друг друга. Такая сетевая организация включает в себя элементы специализации функционального управления в рамках иерархической оргструктуры, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски имеющихся ресурсов.

Однако сетевая структура сама по себе имеет ряд ограничений. Известные присущие сетевой организации недостатки позволяют понять ее реальные и потенциальные слабые стороны (табл. 5.3). При этом надо иметь в виду, что сходные процессы и противоречия наблюдались у всех ранних итераций модификаций организационных структур. Успех и известность с появлением нового вида сменялся недостатками в процессе ее развития. Известны два вида такого рода типичных ошибок:

1) расширение модификации структуры за пределы ее внутренних возможностей;

2) появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данного организационного образования.

Таблица 5.3

Известные основные разновидности
и характеристики сетевых структур

Особенности организации Сферы применения Недостатки, связанные с
расширением сети модификацией структуры
Внутренняя
Совместное владение и распределение ресурсов по цепи ценностей с использованием рыночных механизмов Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Внутренние подразделения определяют цены Расширение владения активами за пределы возможностей внутреннего рынка и механизмов оценки результатов деятельности Исполнительные лица используют команды вместо стимулов, чтобы направлять внутренние операции
Стабильная
Крупная фирма (с центром), создающая адресные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Наличие нескольких собственников акций ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов Чрезмерное использование поставщика или продавца может привести к нездоровой зависимости от центра фирмы Большие надежды, возлагаемые на кооперацию, могут ограничить творчество партнеров
Динамичная
Независимые элементы фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого количества потенциальных партнеров Отрасли с низким техническим уровнем, с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (элек-троника, биотехнология и т.д.) Экспертиза проекта участия может оказаться слишком узкой и выгоды от ценностной цепи могут достаться другой фирме Необходима разработка механизмов для предотвращения сопротивления партнеров. Ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими партнерами

5.4.5. Факторы, определяющие сложность
организационной структуры

Основные, известные факторы, определяющие сложность и иерархичность организационной структуры предприятия, т.е. влияющие на количество и численность отделов и служб, а также форма влияния факторов представлены в табл. 5.4.

Таблица 5.4

Основные факторы, определяющие сложность
организационной структуры

Факторы влияния Направления влияния
1. Объем продаж 2. Номенклатура выпускаемой продукции 3. Сложность продукции 4. Специализация производства 5. Кооперирование производства 6. Развитие инфраструктуры (регион, территория) местного са­моуправления 7. Международная интегрированность предприятия осложняет осложняет осложняет упрощает упрощает упрощает упрощает

 

Список этих факторов не окончательный и может быть продолжен. Например, на структуру влияет характер производства. Известно, что при массовом характере производства удельный вес управленцев в общей численности промышленно-производственного персонала организации меньше, чем при единичном, и, соответственно, структура во втором случае сложнее.

5.5. Основные характеристики
организационной структуры

Как известно, концепция бюрократии, сформулированная в начале XX века немецким социологом Вебером М., содержит следующие пять характеристик рациональной структуры (рис. 5.24):

1) четкое разделение труда;

2) иерархичность уровней управления, при которой каждый нижеследующий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

3) наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных пра­вил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудни­ками их обязанностей и скоординированность различных задач;

4) формальная обезличенность выполнения официальными лицами должностных обязанностей;

5) осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

 

Рис. 5.24. Характеристики рациональной структуры по Веберу

Эти характеристики не потеряли актуальность и сегодня. В современных источниках приводится разный набор характеристик, которым должна отвечать организационная структура СУ, а значит и вся организация. Приведем наиболее часто встречающиеся относительно самостоятельные характеристики организационной структуры (рис. 5.25): адаптивность, устойчивость, рациональность, гибкость, управляемость, коммуникативность, надежность, организационная культура.

Характеристики обусловлены сущностью, свойствами и целевым назначением структуры управления[44]. Рассмотрим определения основных из них[45].

Адаптивностьэто состояние системы, позволяющее гибко реагировать на изменения в окружающей среде (структура, имеющая такую характеристику, иногда называется «органической»).

Устойчивость – это предсказуемость поведения системы в определенной мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления[46].

 

Рис. 5.25. Современные характеристики организационной структуры

Управляемость – это степень и полнота реакции системы на управленческие решения.

Устойчивость, адаптивность и, безусловно, управляемость органи­зационной структуре, а значит и самой системе управления придает норма управляемости. Три основные характеристики – устойчивость, адаптивность и управляемость – вполне могут характеризовать жизне­способность системы управления и самой организации.