Возможные направления развития статистики государственных финансов.

Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации.

Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств — обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе.

Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности органов государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации закреплены в законе «О бюджетной классификации Российской Федерации», принятом Государственной думой 7 июня 1996 г. Ее внедрение началось с отчетного 1995 г. В дореформенный период государственная статистика финансов отражала нерыночные отношения и сложившуюся структуру управления с централизованно планировавшейся экономикой. Одним из важнейших отличий действовавшей схемы государственного бюджета в республиках бывшего СССР от международных стандартов являлась трактовка заимствования. В международных стандартах заимствования не рассматриваются как часть доходов государственного бюджета.

Статистическое отображение соотношения доходов и расходов, дефицита (или профицита) государственного бюджета давалось по другой методологии, нежели это принято в международных стандартах, а полученные таким образом данные были несопоставимы с величинами аналогичных показателей, исчисленных в соответствии с международными стандартами по статистике государственных финансов, в свою очередь скоординированной с СНС. Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности, МВФ, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, но с учетом российской специфики. В соответствии с законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» бюджетная классификация включает:

· классификацию доходов бюджетов РФ;

· функциональную и экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов Федерации;

· классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Новая классификация претерпела ряд принципиальных изменений в понимании как доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны, вступившей на путь реформирования экономики (рис. 18.2).

Рис. 18.2. Соотношение доходов и расходов
 

 

 

Бюджетная классификация расширена по числу показателей, используемых в процессе составления и использования бюджета. В ней наряду с блоками «Доходы» и «Расходы» появились новые блоки — «Финансирование бюджета» и «Государственный долг». Всего в составе бюджетной классификации Российской Федерации 12 блоков, из них 11 — классификации расходов бюджетов, 1 — классификация доходов.

Трактовка доходной и расходной частей бюджета сблизилась с требованиями международных стандартов, что позволяет в явной форме трактовать категорию бюджетного дефицита. Введены категории налоговых и неналоговых доходов. Международная функциональная бюджетная классификация расходов адаптирована к современным российским условиям и особенностям государственного управления. В частности, изменения в классификации вызваны необходимостью осуществления контроля за привлечением заемных средств, изменением золотовалютных резервов, совокупных долговых обязательств государства, появлением новых расходов, трансфертных отношений с административными территориями.

Укрупненная классификация статей доходов государственного бюджета

· Налоговые доходы.

· Налоги на прибыль (доход), прирост капитала.

· Налоги на товары и услуги, лицензированные и регистрационные сборы.

· Налоги на совокупный доход.

· Налоги на имущество.

· Платежи за пользование природными ресурсами.

· Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

· Прочие налоги, пошлины и сборы.

· Неналоговые поступления.

· Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности.

· Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

· Доходы от реализации государственных запасов.

· Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

· Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.

· Административные платежи и сборы.

· Штрафные санкции, возмещение ущерба.

· Доходы от внешнеэкономической деятельности.

· Прочие неналоговые доходы.

· Безвозмездные перечисления:

o нерезидентов и бюджетов других уровней;

o государственных внебюджетных фондов;

o государственных организаций;

o наднациональных организаций.

Группировка доходной части отечественного бюджета на налоговые и неналоговые поступления — свидетельство сближения отечественной классификации с международными стандартами (рис. 18.3).

Рис. 18.3. Налоговые поступления по годам
 

 

 

Важно, что российская классификация допускает отклонения от международных стандартов. Согласно последним, доходы должны делиться на общие доходы и полученные официальные трансферты. В свою очередь, общие доходы группируются на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе «налоговые доходы», что не соответствует международным стандартам.

В части расходов в новой классификации используются в соответствии с международными рекомендациями функциональный, экономический и ведомственный принципы группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направления финансов на выполнение основных функций государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации

· Государственное управление и местное самоуправление.

· Судебная власть.

· Международная деятельность.

· Национальная оборона.

· Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности.

· Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

· Промышленность, энергетика и строительная индустрия.

· Сельское хозяйство и рыболовство.

· Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология.

· Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.

· Развитие рыночной инфраструктуры.

· Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство.

· Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

· Образование.

· Культура и искусство.

· Средства массовой информации.

· Здравоохранение и физическая культура.

· Социальная политика.

· Обслуживание и погашение государственного долга.

· Пополнение государственных запасов и резервов.

· Региональное развитие.

· Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров.

· Прочие расходы.

В функциональной классификации расходов бюджета выделены три группы расходов (рис. 18.4):

Рис. 18.4. Государственные расходы за 1996 г.
 

 

 

· текущие (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты);

· капитальные (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);

· кредитные (предоставление кредитов за вычетом погашения) — платежи органов государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий минус поступления, уменьшающие объем или погашение подобных требований либо долевого участия в акционерном капитале.

Ведомственная классификация расходов бюджета в основе имеет ведомственный признак группировки. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат президента и правительства.

Направления развития статистики государственных финансов определены в готовящейся новой версии международного стандарта по данной статистике. Эта работа, возглавляемая МВФ, в 1996—1997 гг. находилась в стадии завершения. Статистика государственных финансов (СГФ) будет развиваться в направлении дальнейшей интеграции с системой национальных счетов (СНС), в то же время сохраняются некоторые традиционные подходы и классификационные схемы, отражающие специфические функции системы показателей, призванных характеризовать налогово-бюджетную политику.

Одно из самых серьезных изменений, предлагаемых к внедрению, — переход в учете операций на метод начислений (как в СНС), т.е. экономические потоки в статистике государственных финансов должны регистрироваться в момент создания, преобразования, обмена, передачи или ликвидации экономической стоимости. Следовательно, учету должны подлежать все экономические (а не только кассовые) потоки.

В проекте новой редакции международного стандарта по СГФ операции в натуральной форме включаются в главные аналитические агрегаты, что обусловлено переходом на метод начислений. В международном стандарте СГФ 1986 г. такие операции выносились в справочные статьи и не фигурировали в составе основных аналитических агрегатов. Изменяются принципы балансирования статей доходов и расходов.

В качестве общего принципа в подготавливаемой новой версии международного стандарта по статистике государственных финансов используется принцип учета операций на основе фактических цен, согласованных участвующими в экономических операциях единицами. Активы и обязательства выражаются в текущих ценах, действовавших на момент, к которому относится балансовый отчет. Внутренние операции оцениваются в текущих ценах на момент регистрации операций.

Предполагается расширить содержание классификационной позиции «социальные отчисления» и наряду с обязательными отчислениями в соответствующие фонды включить в нее также добровольные отчисления работодателей, наемных работников, самостоятельно занятых работников и лиц, не относящихся к рабочей силе (согласованно с классификацией занятости по социальному статусу). Это предложение аргументируется обеспечением симметричности в учете доходов и расходов и согласованием с требованиями СНС ООН 1993 г.

Вполне вероятно в будущем уточнение и развитие классификаций расходной части бюджета, которые рекомендованы в международных стандартах по статистике государственных финансов. Дается более четкая дефиниция расходным статьям бюджета. Функциональная и экономическая бюджетные классификации должны быть скоординированы между собой таким образом, чтобы обеспечить возможность проводить перекрестную классификацию расходных статей бюджета по функциям и экономическим типам. Таким образом, возможно сопряжение систем СГФ и СНС.