Вопросы для повторения

Тренировочные задания

Резюме

Классификация методов проведения исследования

В большинстве первоначально применявшихся в ИСУ классификаций методов, как отмечает С.А. Валуев (1991), выделяли детерминированные и вероятностные методы или классы моделей. Затем появились классификации, в которых выделялись теоретико-множественные представления, графы, математическая логика и некоторые разделы классической математики (например, классы методов: аналитические, статистические, теоретико-множественные, графические).

Известна также следующая классификация методов и моделей исследования:

1) активизации интуиции и опыта специалистов (творческой деятельности) – МАИС;

2) формального представления систем – МПФС;

3) комплексные – используют элементы и МАИС и МПФС.

Методы МАИС (для плохо организованных систем):

· мозговая атака;

· морфологический анализ;

· метод аналогий;

· сценарный метод;

· структуризация (дерево целей, графические методы, сетевые модели);

· метод Дельфи;

· метод решающих матриц;

· экспертные методы.

Методы МПФС:

· аналитические (методы математического исследования, программирование, метод игр, исследование операций и др.);

· статистические (применяются к хорошо организованным системам, которые имеют четкие зависимости);

· теоретико-множественные (теория множеств);

· логические (алгебра Буля);

· лингвистические;

· семиотические;

· графические (имеют количественные методы обработки графов).

Комплексные методы:

· комбинаторика (соединяет (1) и (3) из МПФС);

· имитационное, динамическое моделирование (соединяет (1) и (7) из МПФС, а также некоторые методы МАИС);

· структурно-лингвистическое моделирование (включает психологические моменты);

· графо-семиотическое моделирование (программы на ПЭВМ).

Классификацию, подобную этой, приводит А.В. Игнатьева (2001):

методы, основанные на использовании знаний и интуиции специ­алистов;

методы формализованного представления систем;

комплексированные методы.

Не отрицая научной ценности рассмотренных классификаций, считаем, что для практического применения больше подходит классификация методов ИСУ, в основу которой положены следующие виды иссле­дования (рис. 3.5):

структуризации целей;

экспертно-аналитический;

организационного моделирования (Евенко, 1978);

комбинированные.

 

Рис. 3.5. Основные виды исследования СУ

Эти виды проведения исследования основаны на использовании различных методов и их разновидностей, используемых в исследовательской практике, обеспечивающих решение конкретных задач. В табл. 3.3 представлена предлагаемая нами классификация видов и методов исследования, а также и объектов их применения, сформированная на основе анализа классификаторов различных исследователей (например, А.В. Иг­натьева, М.М. Максимцов, 2001; В.В. Кондратьев, В.Б. Краснова, 2000; В.В. Глущенко, 1997 и др.).

Таблица 3.3

Классификация видов, методов проведения исследования
и основные объекты их применения

Вид иссле­дования Метод Разновидность Основные объекты исследования
Структу­ризации целей Графический Дерево целей Матрица Таблица Список Миссия организации, цели организации и подразделений
Эксперт­но-ана­лити­ческий Экспертный «Дельфи» «Мозговой штурм» Деловая игра Морфологический[23] Социологические Сценариев и др. СУ, ее подсистемы, элементы и компо­ненты
Обследования Экспертные Функциональный анализ Методы исследования ин­формационных потоков Матрица SWOT Графические Функции Функциональная структура Информационная структура Нормативная доку­ментация организации
Диагностический Экспертные Аналитические (статисти­ческие, морфологические и др.) Организационная структура
Графический Вида дерева целей Матрица Таблица Сетевые Визуализация резуль­татов исследования
Органи­зацион­ного модели­рования Моделирования Графический Аналогий Организационное моде­лирование (параметри­ческий анализ, функцио­нальная модель – SADT) Кибернетические Экономико-математичес­кие (факторный анализ и др.) Функциональная структура Организационная структура
Комби­ниро­ванный Комбинация методов и видов Комбинация разновид­ностей методов иссле­дования (социально-эко­номический эксперимент и др.) СУ, ее подсистемы, элементы и компо­ненты

 

Несмотря на частный характер методов исследования, некоторые могут использоваться как отдельно, так и в комбинации с другими. Чаще всего и шире всего используются различные модификации экспертных методов: «Дельфи», «Мозговой штурм», деловые игры и др. Метод обследования основывается на использовании экспертных методов и функционального анализа. Диагностический метод включает в себя экспертные и аналитические методы. Все это вместе взятое представляет исследователю широкие возможности для выбора инструментария ситуационно, применительно к конкретной проблеме в реальных условиях.

Большинство перечисленных методов разработано задолго до появления системного анализа и используется самостоятельно. Роль методологии системного анализа сводится к максимально точной формулировке задачи и подбору метода на каждом этапе, в наибольшей степени соответствующего существу постановки задачи. В ряде случаев системная методология позволяет более точно очертить круг задач, наиболее эффективно решаемых каждым данным методом. В отношении некоторых методов системная методология позволила несколько переосмыслить и переоценить их значение и границы применимости, найти типовые постановки задач, решаемых данным методом.

Вклад методологии системного анализа в развитие таких точных методов, как аналитические, экономико-математического моделирования относительно невелик. То новое, что вносит здесь системная методология, – это подход не от метода, а от задачи, требование комплексного использования целой серии методов или их системного использования для решения различных частей и этапов проблемы.

Ряд слабо формализованных методов был порожден развитием именно системной методологии и потребностями системного анализа – слабоструктуризованных проблем. К числу собственных инструмен­тальных достижений системной методологии исследователи относят методы сценариев, получения и анализа экспертных оценок – метод «Дельфи» – и методы построения и анализа деревьев целей. Тесно свя­заны с развитием системного анализа также и диагностические методы.

В процессе изучения или решения проблемы применяются различные методы и принципы исследования. Метод исследования – это способ достижения цели.

Чаще всего на практике используются четыре метода проведения исследования – диагностика, анализ, прогнозирование и синтез, составляющие основу внутреннего аудита в рамках функционирования подсистемы саморазвития (рис. 3.6). Это методы внутрифирменного исследования (например, в рамках подсистемы саморазвития) и внешний аудит или консалтинговые исследования.

 

Рис. 3.6. Наиболее часто используемые методы
проведения исследования и направления их применения

Виды и методы проведения исследования подробнее рассмотрим в следующей теме.

3.5. Организационно-методическое обеспечение
проведения исследования

Организация и проведение исследования системы управления конкретной организации имеет свою внутреннюю логику и последовательность действий, которые проявляются в следующих основных этапах (рис. 3.7):

1) организационно-технический или предварительный,

2) методический,

3) исследовательский,

4) заключительный.

 

Рис. 3.7. Логика и иерархия этапов организации и проведения ИСУ

Рассмотрим содержание основных этапов организации и проведения исследования конкретной СУ.

Организационно-технический этап включает в себя подготовительные работы, направленные на разработку управленческих решений по проведению исследования:

· сбор предварительной информации по проблематике исследования;

· обоснование актуальности проблемы, определение места этой проблемы в эффективности функционирования организации, подлежащей исследованию;

· разработка проекта технического задания на проведение исследования (ТЗ);

· разработка проекта договора, сметы затрат, календарного графика работ при необходимости;

· предварительный подбор специалистов, необходимых для работы и уточнение условий работы, выдвигаемых участниками;

· согласование, утверждение ТЗ (является составной частью договора) и договора;

· разработка, согласование и утверждение приказа руководителя исследуемой организации о проведении исследования с определением сроков, участников и др. необходимых действий со стороны этой организации по обеспечению проведения этой работы.

Методический этап организации и проведения исследования включает в себя разработку, согласование и утверждение методики проведения исследования. Структуризация методики проведения исследования представлена на рис. 3.8.

 

Рис. 3.8.Структуризация методики проведения исследования

Исследовательский этап организации и проведения исследования включает в себя собственно этап исследования конкретной системы управления на основе принятой методики исследования.

Заключительный этап организации и проведения исследования мо­жет содержать следующие этапы:

· представление руководству исследуемой организации[24] отчета или других итоговых материалов и доработка по полученным от него замечаниям в случае необходимости;

· разработка мер по внедрению результатов исследования, если это не являлось предметом договора или темы исследования.

В общем виде методика проведения исследования включает в себя четыре основных раздела:

1) теоретический;

2) методический;

3) экономический;

4) организационный.

Рассмотрим подробнее разделы методики исследования.

1. Теоретический раздел содержит формулировки понятийного аппарата конкретного исследования: цели, критерии оценки, задачи, объект, предмет исследования, гипотеза и концепция исследования и др.

2. Методический раздел представляет собой совокупность следующей информации:

· обоснование выбора метода(ов) проведения исследования;

· обоснование метода(ов) сбора, обработки данных об исследуемом объекте;

· определение требований к информационному обеспечению исследования;

· определение методов и порядка процедур, необходимых для проведения анализа полученных результатов, резервов и путей их использования;

· порядок оформления полученных в ходе анализа результатов;

· порядок разработки альтернативных вариантов (не менее трех вариантов) решений исследуемой проблемы, а также критерии и порядок обоснования выбора наилучшего варианта решения.

Информационное обеспечение исследования должно отвечать следующим известным требованиям:

непротиворечивость информации;

стыковка показателей между собой;

единство методической основы получения информации и др.

3. Экономический раздел методики исследования содержит в себе методику расчета экономической эффективности предлагаемых в ходе исследования вариантов решений.

4. Организационный раздел методики исследования содержит в себе:

· план проведения исследования;

· порядок формирования исследовательского коллектива за счет внутренних и внешних специалистов, требования к его профессиональному составу и опыту работы специалистов, их распределение по этапам и видам исследований. В этом подразделе определяется организационная форма исследования. Среди исследователей могут потребоваться специалисты в следующих отраслях знаний:

системный анализ;

управление организацией, персоналом;

технологии производства продукции (товаров, работ и услуг);

информатика, автоматизация управленческого труда и документо­оборот;

психология, социологические исследования и др.;

определение потребности в технических и др. средствах оснащения процесса исследования;

распределение финансовых ресурсов;

способы и порядок оформления итогового отчета.

План проведения исследования в составе организационного раздела методики исследования СУ разрабатывается на основе утвержденного договора и его составной части – ТЗ. План исследования должен содержать следующие основные части:

· объект или список объектов исследования, четкое определение контуров проблемы и концептуальных положений исследования;

· условия, внутренние и внешние ограничения, накладываемые особенностью исследуемой организации на проведение исследовательских работ;

· перечень работ, исполнителей, сроков, затрат;

· проект технологии (алгоритм) исследования (перечень методов исследования);

· проект обеспечения информационной безопасности исследования (защита от утечки нежелательной информации до утверждения результатов работы руководством исследуемой организации);

· перечень ожидаемых результатов;

· калькуляция общих затрат на исследование.

Методика проведения исследования, план проведения исследования являются плановыми, организационными и одновременно финансовыми документами, поэтому они должны быть утверждены руководством.

Сбор данных в ходе исследования может осуществляться по следующим направлениям:

· изучение результатов финансово-хозяйственной деятельности;

· изучение документированных и недокументированных сообщений (документов, правил ведения бизнеса, данных);

· собеседования со специалистами исследуемой организации;

· изучение опыта развития и управления родственных организаций.

Известны следующие формы проведения исследования СУ:

· привлечение консалтинговых организаций;

· индивидуальные и коллективные исследования по договору;

· исследования, проводимые собственными силами организации самостоятельно или с привлечением некоторых специалистов извне;

· исследования, проводимые специализированным подразделением организации в рамках подсистемы саморазвития, или внутрифирменный управленческий аудит.

После завершения программы исследования должны быть разработаны управленческие решения по внедрению результатов исследо­вания, если это не являлось целью исследования. Эти решения могут иметь следующий вид:

приказ;

программа изменений;

план действий или план нововведений.

Подробнее это будет рассмотрено в теме 4.

Таким образом, планирование и организация процесса исследования – крайне важный цикл действий, и во многом эффективность исследования зависит от качественного их выполнения.

1. Безусловно, Козьма Прутков был прав, утверждая, что путь к совокупности лежит через «единообразие разделения», и этим «единообразием» является методология исследования СУ.

2. Проведение исследований и на их основе изменений в системе управления базируется на результатах ИСУ и в том числе на итогах со­поставления состояния элементов подсистем и критериев эффективности.

3. Методы исследования – это способы достижения цели.

4. Выбор методов исследования по этапам зависит от целей и содержания конкретной работы, является вспомогательным, но ключевым решением. С одной стороны, такое решение должно обеспечить объективность, воспроизводимость, доказательность и точность проводимого исследования, а с другой – снизить затраты времени и средств на эту работу.

5. Известны четыре основных вида ИСУ: структуризации целей, экспертно-аналитический, организационного моделирования и комбинированный.

6. Планирование процесса исследования, а также и его организация – ключевой момент и поэтому требует особой тщательности в проработке и высокой квалификации исполнителей. Просчеты, допущенные на подготовительном этапе, могут привести к нежелательным результатам.

 

Основные термины и понятия  
 
Алгоритм исследования Метод структуризации целей Методология исследования Организационное моделирование Комбинированные методы Программа изменений Экспертно-аналитические методы

 

1. В чем заключается логика исследования системы управления?

2. Что такое метод исследования?

3. Какие виды методов используются при исследовании систем управления?

4. Каковы основные этапы организации и проведение исследования системы управления конкретной организации?