Вопросы для обсуждения
Вопросы для повторения
Тренировочные задания
Резюме
1. Разукрупнение, конкретизация, т.е. декомпозиция цели, являются способом рассмотрения проблемы. Выделяют три класса проблем: хорошо структуризованные; слабоструктуризованные, или смешанные проблемы, которые содержат как количественные, так и качественные оценки; неструктуризованные, или качественные проблемы.
2. Алгоритм решения слабоструктуризованных проблем заключается в последовательной структуризации проблемы по следующим этапам:
1-й этап – слабая структуризация неструктуризованной проблемы;
2-й этап – сбор дополнительной информации о ней, установление взаимосвязи составляющих;
3-й этап – перевести проблему в разряд структуризованных, к решению которых уже можно приложить аппарат математического моделирования и выбора оптимальных решений.
3. Научный метод предполагает использование общепризнанных процедур и способов исследования.
4. Исследование – это научный поиск, эксперименты, проводимые в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, это проверка гипотез, установление закономерностей, научное обоснование проектов повышения эффективности функционирования организации.
5. Системный анализ – это последовательно реализуемые задачи анализа и синтеза, а конечным результатом является, как правило, синтез системы, необходимой для решения проблемы.
6. В качестве основной области приложения научных методов или методов системного анализа называют второй класс проблем – слабоструктуризованные со смешанными количественными и качественными оценками.
Основные термины и понятия | |
Гипотеза Задачи исследования Информационная база Исследование Концепция исследования Методологическая основа Научный метод | Объект исследования Предмет исследования Проблема Программа исследования Системный анализ Цель исследования Язык исследования |
1. Как классифицируются проблемы?
2. Каковы трудности восприятия проблем?
3. Каковы основные этапы научного метода исследования?
4. Какие мнения применимы к научному методу: объективные или субъективные?
5. Какие два типа задач существуют в двухаспектной системе (функции системы, схемы системы)?
6. Назовите этапы (алгоритм) структуризации проблем.
7. Какие термины составляют основу понятийного аппарата исследования?
1. В какой мере связаны между собой понятия «цель», «объект» и «предмет» исследования?
2. Какова взаимосвязь между понятием «субъект исследования» и понятиями «объект» и «предмет» исследования?
3. Что определяет отношение субъекта исследования к объекту и предмету исследования?