Вопросы для обсуждения

Вопросы для повторения

Тренировочные задания

Резюме

1. Разукрупнение, конкретизация, т.е. декомпозиция цели, являются способом рассмотрения проблемы. Выделяют три класса проблем: хорошо структуризованные; слабоструктуризованные, или смешанные проблемы, которые содержат как количественные, так и качественные оценки; неструктуризованные, или качественные проблемы.

2. Алгоритм решения слабоструктуризованных проблем заключается в последовательной структуризации проблемы по следующим этапам:

1-й этап – слабая структуризация неструктуризованной проблемы;

2-й этап – сбор дополнительной информации о ней, установление взаимосвязи составляющих;

3-й этап – перевести проблему в разряд структуризованных, к решению которых уже можно приложить аппарат математического моделирования и выбора оптимальных решений.

3. Научный метод предполагает использование общепризнанных процедур и способов исследования.

4. Исследование – это научный поиск, эксперименты, проводимые в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, это проверка гипотез, установление закономерностей, научное обоснование проектов повышения эффективности функционирования организации.

5. Системный анализ – это последовательно реализуемые задачи анализа и синтеза, а конечным результатом является, как правило, синтез системы, необходимой для решения проблемы.

6. В качестве основной области приложения научных методов или методов системного анализа называют второй класс проблем – слабоструктуризованные со смешанными количественными и качественными оценками.

 

Основные термины и понятия  
 
Гипотеза Задачи исследования Информационная база Исследование Концепция исследования Методологическая основа Научный метод Объект исследования Предмет исследования Проблема Программа исследования Системный анализ Цель исследования Язык исследования

1. Как классифицируются проблемы?

2. Каковы трудности восприятия проблем?

3. Каковы основные этапы научного метода исследования?

4. Какие мнения применимы к научному методу: объективные или субъективные?

5. Какие два типа задач существуют в двухаспектной системе (фун­кции системы, схемы системы)?

6. Назовите этапы (алгоритм) структуризации проблем.

7. Какие термины составляют основу понятийного аппарата исследования?

1. В какой мере связаны между собой понятия «цель», «объект» и «предмет» исследования?

2. Какова взаимосвязь между понятием «субъект исследования» и понятиями «объект» и «предмет» исследования?

3. Что определяет отношение субъекта исследования к объекту и предмету исследования?