Политика и мораль.

Мораль и политика являются одними из ранних социальных регуляторов общественной жизни. Сближает их то, что и политика и мораль относятся к сфере социального выбора, а поэтому они достаточно подвижны и изменчивы. Содержание политики и морали обусловлено влиянием множества факторов, начиная от исторических и социокультурных факторов и заканчивая субъективными представлениями.

Будучи сферой социального выбора групп и индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего развития, значимость тех или иных локальных целей и планов, определение средств и методов их реализации основываются на моральных представлениях человека или социальной группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, совести, чести и достоинстве.

Центр политики как сферы социальных соотношений составляет использование механизмов и ресурсов власти на благо личности, общества, государства. В центре внимания морали – обоснование гуманности целей, средств и методов политической деятельности, оценка практической политики обществом и её соизмерение нравственными нормами. Мораль воздействует на политику посредством оценок поведения и результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним определённых моральных требований, установленных обществом. Политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру индивида, стремясь побудить гражданина к участию в политической жизни.

Давая нормативно-этическое определение политики, можно заметить, что она выступает как вид деятельности человека или группы направленной на достижение общего блага. Исходя из определения, в понятие «общее благо» включаются и частные ценности – справедливость, мир, свобода и многие другие, которые выступают и как политико-правовые понятия и как категории морали. Так, например, ещё древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.) говорил: «Справедливость имеет место только в политической жизни, потому, что весь строй политического общежития держится на праве».

Политика и мораль относятся к нормативным регуляторам жизнедеятельности индивида. Упорядочение поведения людей происходит при помощи политико-правовых и моральных норм, которые распространяются на все случаи данного рода и являются общеобязательными для всех людей.

Нравственные и политические нормы различаются между собой способом формирования и средствами реализации.

В истории политической мысли прослеживаются различные представления о взаимоотношениях политики и морали:

1. Морализаторские.Моральные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями. Решающий фактор прогрессивных преобразований в обществе – нравственное совершенствование его граждан. В политике недопустимы аморальные цели, методы и средства достижения цели. Традиция единства политики и морали, зародившаяся на Востоке, была востребована и на Западе;

2. Ценностно-негативные.Оправдываются нарушения моральных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. Впервые эта теория получила своё развитие в труде «Государь» Н. Макиавелли, который освободил политику от морали и обосновал её самостоятельный статус;

3. Компромиссные.Признаётся необходимость соблюдения моральных норм и принципов в политике, обязательного учёта специфики политики и морали;

При рассмотрении взаимоотношения политики и морали в современной политической науке исследователи обращают своё внимание на актуальные вопросы: понятия «свобода», «насилие», «справедливость» в политическом контексте. Проблему соотношения политики и морали изучают как политологи, так и философы.

В связи с активизацией деятельности международных террористических организаций, всё чаще рассматривается моральные аспекты терминов «насилие», «свобода».

Политика и мораль взаимодополняют друг друга в системе социального регулирования, акцентируя своё внимание на единстве индивидуального и социального.

Пренебрежение политиками моральными нормами подрывает социальную эффективность их деятельности, неизбежно приводящими к дестабилизации общества последствиями. Безнравственная политика не способна обеспечить демократические преобразования в обществе, утвердить ценности и идеалы одухотворяющие человека.