Энергосбережение в регулируемом АЭП
Применение регулируемого ЭП позволяет обеспечить энергосбережение в целом ряде технологических процессов, иногда во много раз превосходящее экономию энергии в самом ЭП. Например, регулирование скорости ленты транспортера с помощью ЭП, подающего детали в закалочную печь, позволяет минимизировать количество тепловой энергии на закалку в зависимости от их сортамента, технологии закалки и других факторов. Весьма эффективно регулируемый по скорости ЭП может обеспечить энергосбережение в таких рабочих машинах, как насосы, вентиляторы и компрессоры. Поскольку эти рабочие машины являются очень распространенными в промышленности, на транспорте, в сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах и потребляют до 40% всей производимой электроэнергии, энергосбережение в этом случае оказывается очень эффективным. Рассмотрим эффект энергосбережения на примереЭПцентробежного насоса. Основной характеристикой насоса является зависимость создаваемого им напора (давления) Н от расхода водыQ(рис. 4). На рисунке представлены характеристики H=f(Q) для двухскоростей приводного двигателя: номинальной (характеристика 1) и пониженной(характеристика 2).
Рисунок 4 – Характеристики насосного агрегата
Особенностью работы большинства насосных установок является изменение количества (расхода) подаваемой ими жидкости в течение времени. Например, потребление воды в жилых зданиях меняется в течении суток и имеет два максимума - утренний и вечерний. Допустим, что в исходном положении насос работал с номинальными расходом Qном и напором Нном в точке 1. При снижении расхода воды до значения Q2 при неизменной скорости ЭП напор в соответствии с характеристикой возрастет до значения Н2.
Но, тот же расход воды можно обеспечить при меньшем напоре Н1, если с помощью ЭП снизить скорость двигателя до уровня, характеризующегося характеристикой 2. В этом случае из сети будет потребляться меньшая мощность.
Примеры использования регулируемого ЭП насосов показывают, что экономия электроэнергии может доходить до 50% и более в зависимости от вида и режимов работы насосных установок. Кроме того, при работе сетей с меньшими напорами значительно меньше утечки воды в сетях и арматуре (на 15...20% и более). В насосах с ЭП переменного тока при регулировании скорости двигателей обычно применяются статические преобразователи частоты.
Если электропривод не подвержен значительным регулировкам частоты вращения, частым пускам, реверсам и т.п., то повышенные затраты на тиристорное либо другое дорогостоящее оборудование могут оказаться неоправданными, а расходы, связанные с потерями энергии — незначительными. И наоборот, при интенсивной эксплуатации электропривода в переходных режимах применение электронных пускорегулирующих устройств становится целесообразным. К тому же следует иметь в виду, что эти устройства практически не нуждаются в уходе и их технико-экономические показатели, включая надежность, достаточно высоки. Необходимо, чтобы решение по применению дорогостоящих устройств электропривода подтверждалось технико-экономическими расчетами.
Известно, что электрические потери в питающих сетях и обмотках электрических машин пропорциональны квадрату тока (Рэл = I2R). По этой причине желательно электропитание двигателей от сети с более высоким напряжением, так как при заданной мощности применение более высокого напряжения сопровождается уменьшением силы тока и, следовательно, сокращением потерь. Поэтому для низковольтных двигателей целесообразно применение напряжения 440 В (для двигателей постоянного тока) или 660 В (для двигателей переменного тока). Что же касается двигателей мощностью 500 кВт и более, то они обычно рассчитаны на напряжение 6000 или 10000 В.
Решению проблемы энергосбережения способствует применение синхронных двигателей, создающих в питающей сети реактивные токи, опережающие по фазе напряжение. В итоге сеть разгружается от реактивной (индуктивной) составляющей тока, повышается коэффициент мощности на данном участке сети, что ведет к уменьшению тока в этой сети и, как следствие, к энергосбережению. Эти же цели преследует включение в сеть синхронных компенсаторов.
Примером целесообразного применения синхронных двигателей является электропривод компрессорных установок, снабжающих предприятие сжатым воздухом. Для этого электропривода характерен пуск при небольшой нагрузке на валу, продолжительный режим работы при стабильной нагрузке, отсутствие торможений и реверсов. Такой режим работы вполне соответствует свойствам синхронных двигателей. Используя в синхронном двигателе режим перевозбуждения, можно достичь значительного энергосбережения в масштабе всего предприятия.
С аналогичной целью применяют силовые конденсаторные установки («косинусные» конденсаторы). Создавая в сети ток, опережающий по фазе напряжение, эти установки частично компенсируют индуктивные (отстаю-
щие по фазе) токи, что ведет к повышению коэффициента мощности сети, а следовательно, к энергосбережению. Наиболее эффективным является применение конденсаторных установок типа УКМ 58 с автоматическим поддержанием заданного значения коэффициента мощности и со ступенчатым изменением реактивной мощности в диапазоне от 20 до 603 квар при напряжении 400 В.
Необходимо помнить, что энергосбережение направлено на решение не только экономических, но и экологических проблем, связанных с производством электроэнергии.
Содержание
Лекция 1 . Классификация, структура автоматизированных
электроприводов (АЭП) …….………………………………4
Лекция 2. Регулирование координат ЭП………………………..8
Лекция 3. Пускозащитная аппаратура управления
разомкнутых электроприводов ……………………….…….19
Лекция 4. Средства управления разомкнутых электроприводов …….27
Лекция 5. Аварийные режимы и средства защиты в ЭП ………………36
Лекция 6. Специальные виды защит ……………………..…………….45
Лекция 7. Типовые узлы и схемы управления ЭП с
двигателями ПТ ……………………….…………….55