В функции тока

Типовая схема пуска ДПТ с последовательным возбуждением

Типовая схема пуска двигателя ПТ в две ступени в функции ЭДС и динамического торможения в функции времени

Типовая схема пуска двигателя постоянного тока с независимым возбуждением в функции времени

Типовая схема пуска двигателя с последовательным возбуждением в функции тока

Типовая схема пуска двигателя ПТ в две ступени в функции ЭДС и динамического торможения в функции времени

Типовая схема пуска ДПТ НВ в функции времени

Вопросы

Типовые узлы и схемы управления ЭП с двигателями ПТ

Лекция №7

 

 

Данная схема (рис.1) содержит кнопки управления SB1 (пуск) и SB2 (останов, стоп ДПТ), линейный контактор КМ1, обеспечивающий подключение ДПТ к сети, и контактор ускорения КМ2 для выключения (закорачивания) пускового резистора Rд. В качестве датчика времени в схеме использовано электромагнитное реле времени КТ. При подключении схемы к источнику питания происходит возбуждение ДПТ и срабатывает реле КТ, размыкая свой размыкающий контакт в цепи контактора КМ2 и подготавливая двигатель к пуску.

Пуск ДПТ начинается после нажатия кнопки SB1, в результате чего получает питание контактор КМ1, который своим главным контактом подключает ДПТ к источнику питания. Двигатель начинает разбег с резистором в цепи якоря. Одновременно замыкающий блок-контакт контактора КМ1 шунтирует кнопку SB1 и она может быть отпущена, а размыкающий блок-контакт КМ1 разрывает цепь питания катушки реле времени КТ. Через интервал времени Δtкт после прекращения питания катушки реле времени, называемый выдержкой времени, размыкающий контакт КТ замкнется в цепи катушки контактора КМ2, последний включится и своим главным контактом закоротит пусковой резистор Rд в цепи якоря.

Таким образом, при пуске ДПТ в течение времени Δtкт разгоняется по искусственной характеристике 1 (рис.2,б), а после шунтирования резистора — по естественной 2. Величина сопротивления резистора Rд выбрана таким образом, что в момент включения двигателя ток I в цепи якоря и соответственно момент М не превосходят допустимого уровня. За время Δtкт после начала пуска скорость вращения двигателя достигает величины ω1, а ток в цепи якоря снижается до уровня I2. После шунтирования Rд происходит бросок тока в цепи якоря от I2 до I1 который не превышает допустимого уровня. Изменение скорости, тока и момента во времени происходит по экспоненте и может быть рассчитано. Время изменения скорости от нуля до установившегося определяется настройкой реле времени.

 

 

 
 

 

 


Рисунок 1 - Схема (а) пуска двигателя постоянного тока независимого возбуждения в функции времени, (б)механические характеристики

В схеме (рис.2) в качестве датчика скорости (ЭДС) использован якорь М, к которому подключены катушки контакторов ускорения КМ1 и КМ2. С помощью регулировочных резисторов Ry1 и Ry2 эти контакторы могут быть настроены на срабатывание при определенных скоростях двигателя.

Для осуществления торможения в схеме предусмотрен резистор Rд3, подключение и отключение которого осуществляется контактором торможения КМЗ. Для обеспечения выдержки времени используется электромагнитное реле времени КТ, размыкающий контакт которого включен в цепь контактора торможения КМ3.

После подключения схемы к источнику питания происходит возбуждение ДПТ, причем аппараты схемы остаются в исходном положении. Пуск ДПТ осуществляется нажатием кнопки SB1, что приводит к срабатыванию линейного контактора КМ и подключению ДПТ к источнику питания.

Двигатель начинает разбег с включенными резисторами в цепи якоря Rд1 и Rд2 по искусственной характеристике. По мере увеличения скорости ДПТ растет его ЭДС и соответственно напряжение на катушках контакторов КМ1 и КМ2. При скорости ω1 срабатывает контактор КМ1, закорачивая своим контактом первую ступень пускового резистора Rд1, и двигатель переходит на характеристику 2. При скорости ω2 срабатывает контактор КМ2, закорачивая вторую ступень пускового резистора Rд2. Двигатель выходит на естественную характеристику 3 и заканчивает свой разбег в точке установившегося режима, определяемой пересечением естественной характеристики 3 двигателя и характеристики нагрузки.

Для перехода к режиму торможения нажимается кнопка SB2. Катушка контактора КМ теряет питание, размыкается замыкающий контакт КМ и ДПТ отключается от источника питания. Размыкающий контакт КМ в цепи контактора торможения КМЗ замыкается, последний срабатывает и своим главным контактом подключает резистор Rд3 к якорю М, переводя ДПТ в режим динамического торможения. Одновременно размыкается замыкающий контакт контактора КМ в цепи реле времени КТ, оно теряет питание и начинает отсчет времени. Через интервал времени, который соответствует снижению скорости ДПТ до нуля, реле времени КТ отключается и своим контактом разрывает цепь питания контактора КМЗ. Резистор Rд3 отключается от якоря ДПТ, торможение заканчивается, и схема возвращается в свое исходное положение.

 

       
 
 
   

 


Рисунок 2 - Схема пуска двигателя постоянного тока в две ступени в функции ЭДС и динамического торможения в функции времени (а), механические характеристики (б)

Вданной схеме (рис.3 ) используется реле тока КА, катушка которого включена в цепь якоря М, а размыкающий контакт — в цепь питания контактора ускорения КМ2.

 
 

 


 

Рисунок 3 – Схема пуска ДПТ ПВ в функции тока

 

Реле тока настраивается таким образом, чтобы его ток отпускания соответствовал току I2 (рис.1). В схеме используется также дополнительное блокировочное реле KV с временем срабатывания большим, чем у реле КА.

Работа схемы при пуске происходит следующим образом. После нажатия на кнопку SB1 срабатывает контактор КМ1 и двигатель подключается к источнику питания, в результате чего он начинает свой разбег. Бросок тока в якорной цепи после замыкания главного контакта контактора КМ1 вызовет срабатывание реле тока КА, которое разомкнет свой размыкающий контакт в цепи контактора КМ2. Через некоторое время после этого срабатывает KV и замыкает свой замыкающий контакт в цепи контактора КМ2, подготавливая его к включению.

По мере разбега ДПТ ток якоря снижается до значения тока переключения I2. При этом отключается реле тока и замыкает свой размыкающий контакт в цепи контактора КМ2. Последний срабатывает, его главный контакт закорачивает пусковой резистор Rд в цепи якоря, а вспомогательный контакт шунтирует контакт реле тока КА. Поэтому вторичное включение реле тока КА после закорачивания Rд и броска тока не вызовет отключения контактора КМ2 и двигатель продолжает разбег по естественной характеристике.

Для унификации схемных решений электротехническая промышленность выпускает стандартные станции, блоки и панели управления, специализированные по видам ЭП рабочих машин и механизмов, функциональным возможностям, условиям эксплуатации, роду тока и т. д.