Специальные виды защит

Блокировки и сигнализация в ЭП

Специальные виды защит

Вопросы

Специальные виды защит

Лекция № 6

 

 

Минимальная токовая защита применяется в ЭП с ДПТ и СД для защиты их цепей возбуждения от обрыва. Исчезновение тока возбуждения опасно тем, что, вызывая исчезновение противо ЭДС двигателя, приводит к значительному возрастанию тока в его силовой цепи и резкому снижению развиваемого момента.

Эта защита осуществляется с помощью минимального токового реле KF, катушка которого включается в цепь обмотки возбуждения двигателя, как это показано на рисунке 1. При этом замыкающий контакт реле KF помещается в цепь катушки контактора КМ, что позволяет включать двигатель только при наличии тока возбуждения в его обмотке возбуждения ОВМ. При работе ЭП в случае исчезновения или резкого снижения тока возбуждения контакт реле KF разомкнется и контактор КМ, потеряв питание, отключит двигатель от сети.

В качестве реле минимального тока в ЭП используется реле серии РЭВ 830.

 
 

 

 


Рисунок 1 – Минимальная токовая защита ДПТ

 

К специальным видам защит также относят: защиту от перенапряжения на обмотке возбуждения ДПТ; защиту от повышения напряжения в системе «преобразователь - двигатель»; защиту от превышения скорости ЭП; защиту от затянувшегося пуска СД и ряд других.

Защита от перенапряжения на обмотке возбуждения ДПТ требуется при отключении ее от источника питания.

В этом случае вследствие быстрого падения тока возбуждения, а значит, магнитного потока в обмотке возникает значительная (до нескольких киловольт) ЭДС самоиндукции, которая может вызвать пробой ее изоляции.

Защита осуществляется с помощью так называемого разрядного резистора, включаемого параллельно обмотке возбуждения ОВМ (рис.1). Сопротивление резистора должно быть (4...5) Rовм при напряжении питания 220 В и (6...8) Rовм при напряжении 110 В. Для устранения потерь энергии в разрядном резисторе последовательно включается диод VD, который не пропускает через него ток при включенной обмотке возбуждения, но позволяет протекать току под действием ЭДС самоиндукции, возникающей при ее отключении. Выбор сопротивления в указанных пределах позволяет снизить темп падения тока в обмотке возбуждения и тем самым ограничить ЭДС самоиндукции до допустимых пределов.

Защита от повышения напряжения применяется главным образом в системе «преобразователь - двигатель». Она реализуется с помощью реле напряжения, включаемого на выходе преобразователя и своими контактами воздействующего на цепи отключения напряжения ЭП. Эта защита косвенно защищает ДПТ и от чрезмерного увеличения скорости при появлении повышенного напряжения.

Защита от превышения скорости применяется в ЭП рабочих машин, для которых недопустимо превышение скорости движения исполнительных органов (лифты, подъемные лебедки, эскалатор, шахтные подъемники). Такая защита обеспечивается с помощью тахогенератора или центробежных выключателей, соединенных с валом двигателя. Центробежные выключатели непосредственно действуют на цепь управления, а тахогенератор через реле напряжения, включаемое на его якорь.

Защита от затянувшегося пуска СД обеспечивает его прекращение, если к концу расчетного времени ток возбуждения СД не достигает заданного уровня.

Путевая защита обеспечивает отключение ЭП при достижении исполнительным органом рабочей машины крайних положений. Она осуществляется с помощью конечных выключателей, устанавливаемых в этих положениях исполни тельного органа и размыкающих в случае необходимости цепи реле защиты или непосредственно линейных контакторов.

Защита от выпадения СД из синхронизма применяется для ЭП с синхронными двигателями, работающих с резко изменяющейся нагрузкой на валу и питающихся от сети, в которой возможно снижение напряжения.

На рисунке 2 для примера приведена одна из многочисленных схем, реализующая защиту с созданием схемы соединения искусственной звезды из трех конденсаторов.

 

 

 

Рисунок 2 - Схема защиты электродви­гателя при помощи теплового ре­ле и по напряжению нулевой по­следовательности с применением схемы соединения искусственной звезды из трех конденсаторов

 

Фазочувствительные устройства защиты электродвигателей.

Угол сдвига между токами в трехфазной сети в нормальных условиях равен 120°, а при обрыве одной из фаз угол сдвига в исправных фазах увеличивается до 180°. Таким образом, если контролировать изменение угла сдвига фаз между токами нагрузки электродвига­теля, то его можно защитить от основного аварийного режима — обрыва фазы. Поэтому устройства защиты, реагирующие на изменение угла фазового сдвига между токами нагрузки электродвигателя, были названы фазочувствительными.

Для контроля можно использовать различные фазо­вые детекторы. В этом случае необходимо из трехфаз­ных токов питания электродвигателя сформировать два измеряемых напряжения U1 и U2 с определенным углом сдвига фаз между ними, используя фазовращающий трансформатор тока —ФТТ (рис.3,4).

Если угол равен или близок 900 при наличии токов во всех фазах питания электродвигателя и если при об­рыве любой из фаз угол изменяется на 0 или 180°, то можно применять фазовые детекторы с косинусной характеристикой.

 

 

 

Рисунок 3 – Функциональная схема ФУЗ

 

 

 

Рисунок 4 – Пример защиты асинхронного электродвигателя с помощью ФУЗ

При нормальной работе электродвигателя в катушке реле КVтечет небольшой ток, меньше тока от­пускания реле. Если электро­двигатель не запускается или затормаживается во время работы, то токи нагрузки электродвигателя, следова­тельно, и измеряемые напряжения U1 и U2резко увели­чиваются. Ток в катушке реле KVтакже резко возрас­тает и становится больше тока притягивания реле, что приведет к срабатыванию реле и отключению электродвигателя.

Для защиты электродвигателя от симметричных пе­регрузок применяют схему, которая контролирует одно из измеряемых напряжений.

Модернизированное фазочувствительное устройство защиты электродвигателей ФУЗ-М предназначено для защиты трехфазных электродвигателей от неполнофазных режимов и любых перегрузок (в том числе при заторможении ротора).

ФУЗ-М моментально срабатывает при обрыве фазы, а при симметричных перегрузках — с выдержкой време­ни, зависящей от размера перегрузки: 30…50с при 50%-ной перегрузке и 8...12с при заторможенном роторе двигателя.

 

 

Рисунок 5 - Модернизированное фазочувствительное устройст­во защиты ФУЗ-М: 1 — трансформатор тока; 2 — печатная плата; 3 - реле защиты; 4 — шкала потенциометра; 5 — изоляционное основание; 6 — крыш­ка, закрывающая клеммную колодку; 7 — крышка

 

Принцип работы устройства.Фазовращающие транс­форматоры тока (ФТТ) ТА1 и ТА2из трех­фазного тока нагрузки формируют два измеряемый напряжения U1 и U2.Угол сдвига фаз между ними при работе электродвигателя на всех трех фазах близок к 90°. При обрыве любой из фаз угол сдвига становится рав­ным 0 или 180°, вследствие чего срабатывает фазочувствительный кольцевой детектор на диодах VD1...VD4с балластными резисторами R1...R4. Нагрузкой кольце­вого детектора является реле защиты, включенное между средними точками сигнальных обмоток ФТТ.

 

 

 

Рисунок 6 - Электрическая схема устройства за­щиты ФУЗ-М

Схема контроля перегрузки состоит из регулируемого тиристорного выпрямителя (VS1, R5, RP1, RP2), зарядно-разрядной цепи (R6, R7, накопительного конденса­тора С1, порогового элемента —тиристора VS2 со ста­билитроном VD5, режимных резисторов R8...R10 и шун­тирующего тиристора VS3 (рис.6).

Устройство ФУЗ-М, надежно защищает электродвигатель от всех прямых аварийных режи­мов (обрыва фазы, незапускания, заторможения, перегрузки), не реагирует на некоторые косвен­ные, из-за чего статорная обмотка перегревается. Кос­венные аварийные режимы возникают при недостаточ­ном теплообмене с окружающей средой (высокие тем­пература и влажность или чрезмерная запыленность окружающего воздуха), частых реверсах или пусках электродвигателя, перегреве подшипников.

Чтобы расширить возможности фазочувствительных устройств защиты, была разработана универсальная модификация ФУЗ-У, дополнительно контролирующая нарушение охлаждения электродвигателя по температу­ре его корпуса или обмотки.