Основные аварийные режимы электродвигателей в сельском хозяйстве и их функциональные связи

Чтобы правильно защитить электродвигатели, необходимо знать причины их отказов. По данным статистики основные ава­рийные режимы возникают из-за:

• обрыва фазы (ОФ) — 40...50 %;

• остановки ротора (ОР) — 20...25 %;

• технологических перегрузок (ТП) —8...10 %;

• понижения сопротивления изоляции (ПСИ) — 10...15%;

• нарушения охлаждения (НО) —8...10 %.

Приведенные цифры основаны на большом стати­стическом материале и отражают среднее распределение причин отказов. Однако причины отказов асинхрон­ных двигателей, используемых для привода конкретных характерных сельскохозяйственных машин и механиз­мов, распределяются по другому (таблица 3).

Основной аварийный режим электродвигателей в сельском хозяйстве — обрыв одной фазы. Если этот ре­жим является следствием однофазного короткого за­мыкания, то ЭДС, генерируемая в поврежденной фазе электродвигателями, работающими на двух фазах, по исправной цепи со стороны двигателей создает через место короткого замыкания потенциал в нулевом про­воде, который может быть причиной поражения живот­ных и людей электрическим током.

 

Таблица 3 – Распределение основных причин отказов электродвигателей

Машины, механизмы Средний срок службы Вероятность отказов
ОФ ОР ТП ПСИ НО
Транспортеры, убирающие навоз 2,8 0,23 0,71 0,06
Вентиляторы в животноводческих помещениях 2,9 0,4 0,21 0,09 0,3
Электрокалориферы 0,69 0,17 0,14
Центробежные насосы 4,3 0,42 0,31 0,09 0,18
Погружные насосы 2,4 0,44 0,23 0,06 0,23 0,04
Вакуумные насосы 3,7 0,37 0,41 0,06 0,16
Дробилки 3,8 0,11 0,24 0,10 0,38 0,17
Нории в помещениях 3,3 0,26 0,64 0.10
Нории в полевых условиях 2,7 0,16 0.4 0,07 0,37
Дозаторы 5,3 0,32 0,58 0,1
Станки в мастерских 9,1 0,1 0,1 0,8

 

Анализируя функциональные связи, можно опреде­лить оптимальную область применения каждого вида защиты и обосновать технические требования к уст­ройствам защиты в зависимости от назначения (рисунок 1).

 

Несимметричное напряжение вызывает нагрев электродвигателя (5% несимметрии вызывает уменьшение мощности на 10…15%; 10% на 25…45%). Помимо этого несимметрия напряжения вызывает дополнительную вибрацию.

 

 

 
 

 

 


Рисунок 1 – Основные функциональные связи при аварийных режимах электродвигателей