ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
Транспортный коридор –это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих по данным направлениям.
В начале 1990-х гг. начинают интенсивно развиваться торговые связи между восточной и западной Европой. В целях повышения эффективности возникших перспективных внешнеторговых и транзитных транспортных связей страны ЕС разрабатывают систему панъевропейских транспортных коридоров (Pan-European Transport Corridors – PETS).
В марте 1994 г. на второй Общеевропейской транспортной конференции, проходившей на острове Крит, страны Европы наметили девять международных интермодальных коридоров как приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры.
Система МТК на территории России включает в себя два евроазиатских коридора («Север — Юг» и «Транссиб»), Северный морской путь, панъевропейские транспортные коридоры № 1 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Панъевропейский транспортный коридор — система автомобильных дорог в Центральной и Восточной Европе. Данная система автомобильных дорог, первоначально определенная на второй Общеевропейской транспортной конференции, дополнена на третьей конференции, проходившей в Хельсинки в 1997 г. Поэтому независимо от географического положения эти транспортные коридоры также иногда называют критскими или хельсинскими коридорами. Характеристики коридоров представлены в табл. 1.
Через три года на совещании в Хельсинки Евросоюз сформировал еще один — десятый МТК. Три из них (№ 1, 2 и 9) проходят по территории России.
Последние десятилетия состояние экономики Российской Федерации характеризовалось падением объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, высоким уровнем монополизма и государственной собственности в важнейших отраслях, финансовым кризисом и ростом неплатежей, стремительным падением уровня жизни населения, негативной реструктуризацией и свертыванием инвестиций. Однако в настоящее время наметились положительные тенденции в росте ВВП. В этих условиях требуется поиск новых эффективных путей повышения темпов экономического развития экономики страны.